|
ЭССЭ МИНОРУ МОЧИЗУКИ
AikiNews#78 Перевод: Олег Овчаренко.
"Культура зарождается в определённой нации. Тем не менее, однажды развившись
и став международной, она внезапно исчезает, как по волшебству, из этой нации,
и никогда туда не возвращается". (Отрывок, переведённый с Японского).
Это высказывание принадлежит доктору Арнольду Тойнби, британскому историку и философу.
Я полагаю, что многие аспекты Японской культуры повлияли на мир. Определённо одним из
них является книга, озаглавленная «Теория Пути Японского Воина или Бусидо» написанная в
Америке, во время первой половины периода Тайшо (1912-1925) Доктором Иназо Нитобэ (1862-1933),
педагогом и специалистом в управлении сельским хозяйством. Его книга была переведена на
основные языки и была постоянным бестселлером. Я лично видел влияние этой книги, когда
приезжал в Европу 37 лет назад, в 1951 году.
С тех пор, как новости о самоубийствах Японских армейских офицеров, таких как мистер
Анэн, военный министр, были свежи в людской памяти, кажется, это сформировало мнение
за границей о том, что сэппуку (самоубийство посредством вскрытия живота) было обыденным
событием в Японии. Чаще чем следовало ожидать, меня спрашивали, как правильно выполняется "харакири"
практикующими воинские искусства, поскольку я обучал иай и кумитачи (парной практике меча) в
дополнение к дзюдо. К счастью, меня обучали мои учителя различным способам выполнения харакири-используя
длинный меч, короткий меч, горизонтально, делая крест или упрощённый крест, а также глубине разреза.
Как бы то ни было, мораль японских воинов очень высоко оценивалась по отношению к Европейскому рыцарству.
Хотя воинская этика исчезла в Японии некоторое время назад, воинские искусства, сосуществующие с
этической системой, получили распространение во всём мире, как "будо". Только в одной Франции,
за последние десять лет, количество занимающихся воинскими искусствами достигло ста тысяч человек.
А в мировом масштабе, более миллиона новичков начали тренировки в воинских искусствах за последнее
десятилетие. Тем не менее, количество японских инструкторов уменьшилось в пропорции примерно один
к десяти, большинство учителей были за пределами страны. В дополнение к этому, Корея уделяла
большое внимание подготовке инструкторов воинских искусств за счёт государственного бюджета
и активно распространяла их за пределы Кореи, таким образом ускоряя процесс уменьшения количества
японских инструкторов. Однако, японцы и корейцы тренированы в спортивных вариациях воинских искусств,
которые не имеют философской основы. Даже более старшие инструктора и то немногочисленное количество,
которое практиковало подлинные воинские искусства, в большинстве своём личности, мастерски
владеющие техникой бросков или ударов ногами.
Именно поэтому я в течении долгого времени уделял внимание различию между будзюцу (воинской техникой) и
будо (воинскими путями), взаимоотношению видов спорта, дзюдо и бусидо, философскому аспекту сосуществования
личности с окружающим его обществом. Я знаю, что общепринятой тенденцией среди учеников и широкой общественности,
включая меня, относить философские аргументы лишь к разряду скучных проповедей, когда Дзигоро Кано Сенсей был ещё
жив. Даже некоторые известные мастера воинских искусств называли его хвастливым учителем. Поэтому, хотя я и не
имею права говорить: "Молодые люди сегодня не понимают…" поскольку я частенько прислуживал Дзигоро Кано Сенсею,
учение, полученное мной в этот период времени, запечатлелось в моей памяти.
Недавно проходили дискуссии между Соединёнными Штатами и Советским Союзом. Вне зависимости от того,
была ли причина дискуссии экономической или беспокойством по поводу ядерной угрозы, мне кажется, что
все те, кто считает себя специалистом в воинском искусстве, следует в тот же миг понять и ухватить
основной смысл, заключающийся в том, что любая форма исключительности является преступлением, и что
существует только один путь выжить для человечества в будущем, это лишь посредством сосуществования.
Именно поэтому я убеждён в необходимости философии сосуществования, ради сохранения человечества.
Дзигоро Кано Сенсей однажды сказал, что мастер воинских искусств должен быть социальным педагогом на улице.
Краткий биографический очерк Минору Мочизуки.
Начав тренировки в дзюдо в возрасте 5 лет, он поступил в Кодокан дзюдо в 1925 году.
Будучи любимцем Дзигоро Кано, Основателя дзюдо, он также обучался у Морихея Уесиба,
начиная с 1930 года. Он был первым, кто начал обучать Айкидо за границей, путешествуя
во Францию в 1951 году. Он создал комбинированное воинское искусство, называемое Ёсейкан
Будо, с элементами дзюдо, каратэ и иайдо. В настоящее время преподаёт в Шизуоки, часто путешествует
по миру.
|
|
 |