На главную Написать письмо
 
ИНТЕРВЬЮ С МОРИХИРО САЙТО

Стенли Пранин
Aiki News #88
Перевод: Олег Овчаренко

Смотритель Айки храма, Морихиро Сайто, начал тренироваться с Морихеем Уесибой в Иваме в 1946 году в возрасте 18 лет. В течении этих лет, проведённых в качестве учидеши, Сайто Сенсей изучал техники джо и кен непосредственно под руководством Основателя. В этом интервью ,проведённом в марте 1991 года, Сайто Сенсей рассказывает о своём опыте тренировок с О-Сенсеем, его первых годах в Айкикай, его собственном доджо и методах тренировок.



Редактор: Не многие из наших читателей знают, что вы долгое время преподавали в качестве шихана в Айкикай в Токио. Не могли бы Вы рассказать нам о Ваших воспоминаниях этого периода.

Морихиро Сайто: Я преподавал в Айкикай один раз в неделю кроме периода в 1961 году, когда Уесиба Сенсей отправился на Гаваи с Нобуёши Тамурой. В Токио мы испытывали недостаток в инструкторах, поэтому в их отсутствии я обучал дважды в неделю. В другое время я, в основном, преподавал по воскресеньям.

Во время Ваших воскресних занятий Вы обучали кен и джо после практики тайджитсу, не так ли?

Да, с одобрения О-Сенсея я обучал техникам оружия последние 15 минут тренировки.

Была ли современная форма "ката 31" завершена до смерти О-Сенсея?

Да, к тому времени, когда я обучался, ката было уже завершено, но когда Коичи Тохей Сенсей ( в настоящее время глава Шиншин Тойтсу Айкидо) пришёл тренироваться в Ивама оно ещё не было доведено до совершенства. То, чему учился он, отличалось от того, чему обучался я. Вероятно потому, что учение О-Сенсея было не полностью сформировано. Когда я обучался под руководством О-Сенсея, его учение включало все техники оружия, включая кумитачи. Одно время никого не осталось в Ивама кроме меня, поэтому я тренировался с О-Сенсеем. Его обучение постепенно становилось всё более разработанным.

Обучали ли Вы кумиджо в Токио?

В действительность нет, кроме нескольких человек в необычных местах, таких как крыши зданий. Я использовал для обучения джо формы из 27 или 28 движений, но позже пришёл к форме из 31 движения, поскольку обнаружил, что это было легче для понимания учеников. Как только моё айкидо стало называться "Стиль Ивама", название "ката 31", которое я дал этому ката, окончательно закрепилось за ним.

Что следует сделать айкидокам из других стран, если они хотят приехать в Иваму для практики?

Им следует получить рекомендацию от кого-либо. Затем им нужно оставаться здесь как минимум на 10 дней. Если они прибыли не из доджо непосредственно связанного с нами, будет трудно усвоить что-нибудь в течении одной недели и такие ученики могут покинуть наше доджо так ничего и не поняв и будут плохо отзываться о нас. Для моих собственных учеников достаточно одной недели, но для человека из другой школы минимальное время пребывания продолжительностью в 10 дней необходимо. Что-либо менее продолжительное может быть непродуктивным.

Возьмём, к примеру, случай студентов японских университетов, которые приезжают в Ивама потренироваться на летние каникулы. Их бёдра совсем не тренированы, поэтому я должен исправлять движения их бёдер каждое утро во время тренировки с оружием. В конце концов они начинают правильно использовать свои бёдра, примерно за неделю до их отъезда из доджо, как раз когда я уже готов махнуть на них рукой. Им требуется три недели, для того чтобы ухватить суть базовых элементов. Даже за десять дней это не легко, но те кто приезжает в Ивама из-за границы замечательные люди, они тренируются усердно.

Как учи-деши в Ивама проводят время?

Территория доджо довольно обширна и не может быть приведена в порядок вся сразу. Когда они просыпаются утром, сперва они приводят в порядок свои комнаты, затем место тренировки, а потом они тщательно подметают перед храмом. Летом трава должна быть скошена, поэтому они иногда помогают мне с косилкой. Для меня было бы невозможно содержать это место в чистоте самому. В результате их усилий храм всегда содержится в чистоте. Без этой работы их жизнь была бы более удобной, но они все терпеливые, замечательные люди, никогда не было возражений.

Вы всё ещё преподаёте оружие каждое утро?

Да. Ученики также практикуются самостоятельно. В новом доджо много места, поэтому они могут свободно попрактиковаться в ката. Мне приятно, что приезжающие студенты с удовольствием занимаются в новом доджо, но мы всё ещё считаем доджо Основателя основным и предпочитаем тренироваться там, по возможности.

На протяжении многих лет в Ивама проводились тренировочные лагеря (гасшуку), не так ли?

Мы проводил их, пожалуй, со времени О-Сенсея. Он всегда радовался, когда слышал, что должен был проводиться тренировочный лагерь. Чтобы приготовиться к этим лагерям мы, бывало, делали свои собственные постельные принадлежности. Каждый вечер после тренировок мы должны были шить одеяла и набивать их ватой.

Удивительно слышать, что Вам приходилось делать такие вещи! Как много школ участвует в ваших тренировочных лагерях сейчас?

У нас есть Университет Хиросаку из префектуры Аомори и Женский Университет Тохоку оба из северной Японии, Университет Токусима из Шикоку и другие, как например Университет Тохоку, Университет Тохоку Гакуин, Университет образования Префектуры Мияги Университет Канагава и Университет Нихон. И поскольку они все приезжают в одно время в марте, их всех трудно разместить.

Эти тренировочные лагеря комбинированные?

Да, когда клубы управляются одним шиханом. К примеру, когда Медицинский Университет Аичи проводит тренировочный лагерь, участвует также и университет Канагава.

Впервые Вы выехали за границу преподавать в 1974 году и с тех пор Вы путешествуете каждый год, возможно, больше чем любой другой шихан.

Есть много приглашений, от которых я не могу отказаться, также я посещаю только доджо, управляемые моими собственными учениками. Но сейчас я стараюсь оставаться здесь, как можно дольше из-за количества учеников здесь и ради тех, кто посещает Иваму для обучения.

Исторически, я полагаю, айкидо развилось из ситуаций, в которых самурай не мог воспользоваться своим мечём. Некоторые критики говорят, что айкидо не работает против современных боевых искусств подобных карате. Что Вы думаете по этому поводу?

Айкидо включает в себя танто дори (отбирание ножа), тачи дори (отбирание меча) и джо дори (отбирание джо). Во время этих техник, если вы позволите лезвию оружия едва лишь коснуться вашего тела, то вы можете быть убиты, в то время как удары руками и ногами не убьют вас до тех пор, пока не будут нанесены в жизненно важные точки. Мечу нужно только лишь слегка коснуться, чтобы серьёзно ранить или убить, и тем не менее мы практикуемся в том, как защищаться от меча голыми руками. Если мы всегда держим это в уме, это полезная тренировка.

Думаете ли Вы, что айкидо без атеми может быть эффективным против сильной атаки?

Айкидо включает атеми, и всё же тренировка, это конечно же не то же самое, что реальность, поэтому мы не применяем атеми в полную силу в доджо. В тайджитсу, атеми являются жизненно важным элементом, который мы выделяем в нашем доджо.

Мой опыт говорит о том, что во многих доджо сегодня атеми не преподают, но в фильме О-Сенсея мы видим, что он часто использовал атеми.

Айкидо сегодня преподаётся множеством различных способов, и хорошо обучаться у различных учителей. Нам не следует запрещать ученикам посещать других учителей. Есть некоторые шиханы, беспокоящиеся по этому поводу, но я думаю они ошибаются.

В айкидо атеми используется против атак с оружием, в связи с этим думаете ли Вы, что айкидокам желательно обучаться тому, как противодействовать ударам ногами, поскольку часто используются атаки подобные атакам в карате ?

Да я полагаю, им следует это делать. Этого не следует избегать. Существует много базовых техник, которые могут позволить нам противостоять карате, такие как например тсуки и ёкоменучи.

Группы созданные некоторыми из моих учеников выполняют формы защиты от атак карате, которые достаточно интересны. Человек с 4-м даном в айкидо и дзюдо уклоняется от атак карате и входит для броска или контроля атакующего в прекрасном выполнении техник айкидо. Я бы также рекомендовал изрядно попрактиковаться в таких техниках как ёкоменучи и тачи дори.

Вы акцентируете внимание на оружии и базируете Ваше обучение на принципах меча, что Вы думаете о современной ситуации в айкидо в других местах?

Я не знаю другого айкидо кроме айкидо О Сенсея. Я обучался у О Сенсея с возраста 18-ти лет до 41 года и помогал ему как ученик живущий в доджо, поэтому я не знаю других учителей. Многие шиханы создают новые техники, и я думаю, что это замечательно, но после анализа этих техник я всё ещё убеждён, что никто не может превзойти О Сенсея. Я думаю, что лучше всего следовать формам, которые он оставил нам.

В наши дни люди склонны следовать своим собственным путём, но поскольку я уже вовлечён в это, я продолжу делать техники и формы оставленные нам О Сенсеем.

Вы упоминали прежде, что ученикам не удаётся использовать свои бёдра должным образом. Могли бы Вы объяснить более подробно о важность бёдер в практике?

Основатель говорил, что ключ к эффективной работе бёдер заключён в ногах, а работа ума зависит от рук. Это означает, что бёдра не могут быть стабильными пока ноги не устойчивы. Поэтому я настаиваю на том, чтобы мои ученики сохраняли сзадистоящую ногу на одной линии с впередистоящей, когда находятся в ханми. Не правильно убирать сзадистоящую ногу с этой линии. Хотя ханми, в которой ноги стоят близко возможно, я думаю лучше, когда ноги более устойчивы .

Когда вы быстро поворачиваетесь сохраняя переднюю ногу на линии вы должны быть способны восстановить позицию ханми. Но если ваши ноги не на одной линии, вы не сможете принять позицию быстро после поворота на 180 градусов без исправления положения сзадистоящей ноги. Вы потеряете контроль и движение замедлится. Недавно я уделял огромное внимание ханми, даже не смотря на то, что, возможно, это и не хорошо слишком сильно сосредотачиваться на этом. Всякий раз, когда я замечаю неудобство в движениях учеников я нахожу, что их ноги расположены неверно.

Если конечности двигаются в неправильной последовательности, ваша техника больше не будет эффективной. Если вы не можете скорректировать работу ног, вы не сможете эффективно использовать ваши бёдра.

Часто ли Вы обучаете техникам ки но нагаре в Иваме?

Да. Но только как часть прогрессии.

Что Вы подразумеваете под прогрессией?

Это относится к последовательности, в которой изучаются техники. Сперва мы начинаем с "жёсткой" практики, затем мы изучаем ки но нагаре: движение вместе с джижением партнёра. Есть много видов ки но нагаре: медленный, быстрый и свободный стиль. Я думаю каждый должен изучать эти техники, но сперва они должны изучить много других вещей. Поэтому ки но нагаре называется последним уровнем.

Если мы практикуем ки но нагаре в начале, с какими проблемами мы, вероятнее всего, сталкнёмся?

Если вы начнёте с практики ки но нагаре и если Вы не чрезвычайно искусны, то ваша синхронизация может быть нарушена и вы будете не в состоянии сделать что-либо, если ваши руки сильно захвачены. Вы не можете стать сильным или хорошо тренированным, следуя этому пути. Основатель часто говорил, что если мы хотим быть сильными то мы должны многократно практиковать техники от захватов. Но сегодня для того, чтобы обучать студентов университетов, которые обучаются только три или четыре года, мы смешиваем технику ки но нагаре с обычной практикой. Это большая ошибка думать, что в Ивама отсутствует практика ки но нагаре. Техники ки но нагаре в Иваме выполняются в точности так, как им обучал О Сенсей.

Стиль О Сенсея даёт возможность нам двигаться плавно даже если мы допустили ошибку в синхронизации и оказались крепко захвачены противником, даже если наше движение на мгновение остановлено, мы можем двигаться без каких бы то ни было проблем, используя стиль О Сенсея.

Поскольку айкидо имеет своим основанием фехтование на мечах и техники тайджитсу основаны на движениях меча, являются ли кен и джо необходимыми в практике айкидо?

Айкидо, которое я изучал, состояло из техник тайджитсу и оружия. Мы можем использовать любой вид оружия, но мы используем преимущественно джо и кен. Это единственное объяснение, которое я могу Вам дать. Основатель объяснял айкидо со многих позиций в зависимости от периода и состояния ума. Он говорил, что айкидо это тайджитсу объединённое с принципами меча. Поэтому я верю, что айки-кен и айки-джо соответствуют ханми-кен и ханми-джо. Другими словами техники оружия выраженые в форме тайджитсу позволяют вам войти в атаку противника и бросить его.

Техники основанные на оружии, в тайджитсу позволяют вам атаковать противника и бросать его. Я думаю, что техники тайджитсу и оружия должны иметь взаимосвязь, будучи в одно и тоже время и не близки и не далеки друг другу. В Ивама доджо я провожу практику с оружием только один раз в неделю, так что я конечно же делаю акцент на тайджитсу. Но я думаю это мой долг, как того, кто непосредственно обучался у основателя, обучать кен и джо своих учеников и сохранять традиционное обучение, которое основатель оставил в Иваме.

Поскольку существует не много доджо в которых преподают кен, что нам следует делать, если мы не можем найти доджо в своём районе, где бы изучалось джо и кен?

В Ивама мы арендуем муниципальный Будокан (зал воинских искусств) для занятий оружием каждый четверг, когда Ибараги доджо закрыт. Для тех кто приезжает на вечерние занятия в Ивама доджо оружейного класса нет.

Как велик ваш новый доджо?

Он может вместить примерно 30 человек. Имейте в виду, я обычно практиковался с О-Сенсеем наедине, поэтому пустой доджо был достаточно большой для нас двоих. С другой стороны, когда некоторые из старших учеников того времени, такие как Тадаши Абе, тренировались с О Сенсеем. Мы ожидали своей очереди и наблюдали, и бывало О-сенсей обучал нас один на один. Я могу обучать таким образом, когда необходимо.

В хорошую погоду мы проводим наши воскресные тренировки вне доджо, поскольку там достаточно места. Когда я обучаю в доджо, где пространство ограничено, я следую методу О-Сенсея и работаю с индивидуальными учениками один на один.

Между прочим, О Сенсей обычно говорил, что ограниченное количество движений с мечём было частью джиуджитсу с древних времён. С такими техниками вы входите вашим телом таким образом, что противник не может уйти от вашего движения. Я единственный человек, кого О Сенсей тренировал таким образом, поэтому куда бы я не поехал есть много вещей которым я обучаю.

Я могу представить ваши трудности при данных обстоятельствах, в которых Вы придерживаетесь того, чему Вас обучал О Сенсей.

Каждый год за день до Тайсай (мемориальная служба в память о смерти О Сенсея) 29 апреля ученики Хомбу приезжают из Токио в Ивама. Раньше я обычно обучал их оружию, но некоторое время спустя я прекратил эту практику. Затем в прошлом году я передумал и почувствовал, что мне следует обучать их оружию, поэтому я провожу короткое занятие с кен и джо рано утром. Токийские ученики проснулись рано по этому случаю и получили массу удовольствия от тренировки, поэтому я решил провести также такое занятие в этом году. Я планирую провести занятия по тайджитсу с пятью или шестью моих учеников и пятью или шестью учениками из Токио вечером 28 апреля а на следующий день, если будет хорошая погода, мы проведём тренировку вне доджо с кен и джо.

Многие наши читатели заинтересованы в изучении кен и джо. Преподают ли кен и джо в доджо Ёёги Уехара, в Токио, где обучает Ваш сын?

Да. Тем, кто хотел бы изучить эти виды оружия следует посетить Ёёги доджо, по-моему, джо и кен практикуют по средам.

Я рад тому, что Вы продолжаете практиковать в Иваме и проводите прекрасные оружейные тренировки. Это будет иметь сильное технически влияние на айкидо, которое, я верю, будет хорошо для искусства. Немного переменим тему, мы получили несколько пожеланий от наших читателей получить информацию о Коичи Тохей Сенсей, но у нас не было пока возможности поговорить с ним. Вы встретились вскоре после Второй Мировой Войны. Не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь из того, что вы вспомните о тех днях, когда Тохей Сенсей был в Ивама доджо?

Я помню его довольно хорошо. Мистер Тохей начал заниматься айкидо когда ещё учился в школе, затем он вернулся с войны и приехал в Ивама доджо. Он казался нам очень совершенным человеком, и он был нашим идеалом, замечательный человек.

Практики Ки но Кенкьюкай (Шиншин Тойсу Айкидо) включают лекции о работе ки, и демонстрации несгибаемой реки и неподъёмного тела. Пробовали ли Вы когда-либо такого рода практики в Иваме после войны под руководством О-Сенсея?

Нет. Это метод обучения разработан Коичи Тохеем после того, как он изучил различные веши, такие как йога Шиншин Тойсу под руководством Темпу Накамура (1876-1969) и мисоги в Ичикукай. Мистер Тохей приложил величайшие усилия в этой области.

После того, как он женился и начал работать он был слишком занят, чтобы приехать в Иваму, поэтому он переделал товарный склад на территории своего дома в префектуре Точиги в доджо. Мне случалось обучать там, когда он был слишком занят. Затем его бизнес потерпел неудачу и он возвратился к айкидо. После этого он уехал в Соединённые Штаты, где он оставался в течении года, а затем чередовал, оставаясь год в Японии, и назад в С.Ш.А. на следующий год, и так далее. Я обучал в Точиги раз в неделю во время его отсутствия.

Я понимаю так, что Кисшомару Уесиба достаточное время тренировался в Ивама. Кто ещё из шиханов Хомбу доджо тренировался здесь?

Прежде всего это были Тадаши Абе, затем Коичи Тохей и Годзо Шиода, которые оставались с его семьёй какое-то время. Все они были учениками О Сенсея до войны. Сейго Ямагучи также был здесь какое-то время. Тетсутака Сугавара провёл здесь три или четыре месяца, Казуо Чиба бым здесь два или три месяца после того, как он травмировал спину. Я полагаю Сугавара и Чиба были здесь в одно и то же время.

До войны, основатель обычно изучал оружие самостоятельно и не обучал этим техникам своих учеников. Именно в период тренировок в Ивама, главным образом когда здесь оставались лишь О-Сенсей и я, он начал обучать оружию.

Что Вы думаете о влиянии Дайто-рю на айкидо?

Дайто-рю в очень большой степени повлияло на О-Сенсея. Говорят, что когда он практиковал Дайто-рю он сталкивался с большим количеством проблем, поскольку он пробовал различные другие искусства, включая Айой-рю до войны. После войны, когда он возобновил практику в Ивама его айкидо совершенно изменилось. Даже не смотря на то, что Дайто-рю оказало на него влияние, существует много чётких различий между айкидо О-Сесня и Дайто-рю. Например: айкидо изучается из ханми, но ханми не преподаётся в Дайто-рю. Как и кокю-хо. Хотя Дайто-рю содержит много те-ваза (техник рук), движения тела часто сталкиваются с движениями противника. Дайто-рю не содержит идеи единства меча, джо и тайджитсу (riai). Всё это изменения, которые О Сенсей внёс в течение периода в Иваме. Многие техники Дайто-рю были не особенно эффективны против противника даже немного тренированного в воинском искусстве. Также оно содержало большое количество техник, многие из которых были не так эффективны.

Мы иногда слышим, что каждая из техник айкидо имеет как омоте так и ура вариации, но я думаю, нам следует сфокусироваться на том, что является более практичным и эффективным. Конечно же некоторые техники имеют чёткое разделение на омоте и ура вариации, но нам не следует очень сильно беспокоиться, если таких разделений нет. О Сенсей однажды шутя сказал, что нет лучше техники, чем коши наге (бросок через бедро) и что он никогда не уставал практиковать его, даже тренируясь с утра до вечера. Кокю наге и коши наге, которые когда-то считались базовыми техниками айкидо, теперь вместо этого, тренируются как прикладные или продвинутые техники. Я думаю это неправильно и может стать необходимость сохранения техник айкидо.



Краткая биография Морихиро Сайто

Родился в 1928 году в префектуре Ибараги. В прошлом работник Японской Национальной Железной Дороги. Начал обучение у О Сенсея в Иваме в июле 1946 года. Стал Шиханом айкикай в январе 1959 года, а в 1969 году, после смерти основателя, стал главным инструктором в Ибараги доджо и смотрителем Айки Храма в Иваме. Автор хорошо известного пятитомника, Традиционное Айкидо и краткого руководства Такемусу Айки. Регулярно путешествует в С.Ш.А. и Европу.

RIAI.ru © 2003. При использовании материалов ссылка обязательна.