|
ИВАМА: МЕСТО РОЖДЕНИЯ АЙКИДО
Стэнли Пранин AikiNews#130 Перевод: А. Скориковой.
Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без
особого труда сможет назвать имя Морихея Уесибы. По-видимому, это можно
объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в
каждом доджо по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно
часто.
Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать
дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже
среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.
Подобная ситуация является в основном следствием того, что наиболее популярные
на сегодняшний день течения айкидо распространялись скорее прямыми учениками
Уесибы: Коичи Тохеем, Киссёмару Уесибой, Годзо Шиодой, Кенджи Томики и Минору
Мочизуки, чем самим основателем. Причиной этому послужила Вторая мировая война,
и ее последствия. К тому времени, когда в начале 50-х айкидо начало осторожно
заявлять о себе как о современном боевом искусстве, ее основателю было уже за
70, и большинство людей рассматривало его как старика давно удалившегося на
покой в деревушку префектуры Ибараки. Поэтому-то основная задача по открытию
доджо, созданию организаций, формированию учебных курсов, введению
квалификационных степеней и подготовке инструкторов для работы в Японии и за
рубежом и легла в основном на плечи тех, кого мы только что перечислили.
Биография Уесибы
Прежде чем начать рассказ о зарождении айкидо в Иваме, давайте вначале вкратце
коснемся деталей жизни Уесибы до того времени, когда впервые завязались его
отношения с этой сельской общиной Ибараки. Морихей Уесиба родился в прибрежном
городке Танабе в префектуре Вакаяма 14 декабря 1883 г. Семья была зажиточной,
отец много лет входил в городской совет Танабе. Морихей получил стандартное
образование для тех лет в местной средней школе. В 19 лет он попытался начать
карьеру купца в Токио, но уже меньше чем через год молодой человек вернулся в
Танабе, окончательно решив что карьера бизнесмена - это не для него.
Осознание жизненного призвания пришло к нему в период, когда он собрал и привел
группу колонистов из своего родного города в незаселенные районы Хоккайдо в 1912
г. Там бывшие жители Танабе основали деревушку, которую назвали Сиратаки. В 1915
г. в городке неподалеку Уесиба встретил знаменитого мастера джиуджитсу Такеду
Сокаку. Невероятно высокий уровень владения боевыми искусствами намного
превосходящий его собственный, и совершенство мастерства Такеды так поразили
Уесибу, что он тут же начинает заниматься Дайто-рю айкиджиуджитсу. А в следующие 5
лет Уесиба становится одним из сильнейших учеников Сокаку.
По прошествии 7 лет прожитых на Хоккайдо, Морихей узнает, что его отец в Танабе
тяжело заболел, и молодому человеку приходится покинуть Сиратаке. Во время
возвращения в префектуру Вакаяма Морихей проезжает через расположенный рядом с
Киото городок Аябе, где случайно встречается с Его Преподобием Онисабуро Дегучи,
одним из основателей религии Омото, и молится вместе с ним о выздоровлении отца.
Вскоре после этого, в 1920 г., вся семья Уесибы переселяется в общину Омото, а
сам Морихей становится верным сторонником Онисабуро и активным приверженцем
новой секты. Дегучи же, в свою очередь, активно подталкивает Морихея
совершенствовать свои навыки в боевом искусстве - при его поддержке Уесиба
начинает учить членов религиозной группы.
В 1927 г. с благословения Онисабуро Морихей Уесиба переезжает в Токио, где
полностью посвящает себя обучению айкиджиуджитсу. Несколько лет Морихей работает с
элитой японского общества во временных залах. И наконец в 1931 г. он открывает
свое собственное доджо в квартале Шинджуку в Токио. Кобукан-Доджо стало основным
местом деятельности Уесибы; среди его учеников были в основном известные персоны
из военных, политических и деловых кругов, а также члены религиозной группы
Омото. Вдобавок он проводил классы по самозащите в военных учебных заведениях
токийского региона, в том числе в Военной Школе Тоямы. В то время Морихей
концентрировался на работе в основном в Токио, поэтому ему удалось выстроить там
прочную сеть, охватившую высшие круги, и предоставившую ему огромные возможности
для расширения сферы деятельности.
Ивама и Будо Сенёкай
Ничем не примечательная деревушка Ивама, расположенная в фермерской зоне
префектуры Ибараки,
не производит впечатления подходящей кандидатуры для места
рождения айкидо. И тем не менее, сегодня вебсайт города Ивамы с гордостью
сообщает, что айкидо является одной из основных достопримечательностей региона,
и что на улицах города часто можно встретить иностранцев, которые приезжают из
разных частей света, чтобы учиться этому искусству. Ивама расположена на линии
Джобан (железная дорога, соединяющая Уэно и Сэндай), между станциями Цутиура и
Мито. На сегодняшний день численность населения составляет 16 750 человек, а 70
лет назад, когда произошли первые события, связавшие Иваму и айкидо, эта сонная
деревушка насчитывала всего несколько тысяч жителей.
Вероятно не удивительно, что связующим звеном между Ивамой и айкидо стала
религия Омото. В 1932 г. под патронажем основных лидеров этого религиозного
течения была основана ассоциация "Будо Сенсёкай", которая должна была служить
делу распространения боевых искусств. Организация была создана по инициативе
Онисабуро Дегучи. К тому времени Дегучи уже создал ряд вспомогательных групп,
нацеленных на разные слои общества. Тактика сработала, и к началу 30-х годов в
рядах Омото насчитывалось более миллиона человек, принадлежащих разным
социальным и экономическим группам.
Морихей входил во внутренний круг секты уже с начала 20-х годов. Он был живым
примеров, своего рода "мальчиком с плаката" для Омото. Онисабуро любил
привлекать талантливых в различных областях людей, чтобы потом использовать их
возможный потенциал в целях пропаганды религиозных идей. Уесиба считался
непревзойденным мастером боевых искусств (какое-то время Уесиба был даже личным
телохранителем Онисабуро), а также большой ценностью для секты, которая так
часто испытывала терпение властей.
Будо Сенёкай охватила всю страну сетью групп из занимающихся боевыми
искусствами. Занятия проводились во взаимодействии с региональными отделениями
Омото. Теоретически можно было заниматься разными искусствами, но на практике
занятия в основном проводились по айкиджиуджитсу Морихея Уесибы. Причин для этого
было много, но основная состояла в том, что председателем организации был
Уесиба. Создание Будо Сенёкай позволило Уесибе быстрее, чем раньше создать
стабильный костяк учеников, т.к. он смог воспользоваться готовой сетью из уже
имеющихся вспомогательных групп.
Отделение Омото в Иваме оказалось в числе тех, кто организовал у себя тренировки
айкиджиуджитсу. Руководителем занятий был Ёшикацу Фуджисава. Фуджисава прошел
краткосрочный тренировочный курс в городке Такеда, префектуре Хёго, где Будо
Сёнокай организовала интенсивные семинары. Занятия в Иваме проводились в доме
начальника почтового отделения - Мицуноске Аказава, отца Зензабуро (одного из
довоенных учидеши Уесибы).
Среди тех, кто занимался в Иваме, оказался и Шигеми Ёнекава, родственник
семейства Аказава. Занятия айкиджиуджитсу настолько сильно увлекли Ёнекаву, что в
1932 г. он начинает заниматься в Кобукан-Доджо в качестве учидеши. Вот что
говорит Ёнекава о начале своих занятий айкиджиуджитсу в интервью, которое он дал в
1979 г.:
"...Меня спросили не хочу ли я поучаствовать в семинаре по боевым искусствам [в
Иваме], и я решил пойти. У меня уже был некоторый опыт падений из дзюдо. Поэтому
я решил ассистировать на семинаре, будучи уверенным что смогу хорошо развлечься.
Я был совершенно не прав. Семинар шел четыре или пять дней, и к его концу я
остался совсем без сил. Вместе с тем учитель вел меня так легко, и меня так
впечатлили уникальность, утонченность и глубина этого искусства, что я понял,
что хочу им заниматься.
Тогда я поговорил с г-ном Фуджисава, и он разрешил мне поехать с ним в качестве
его помощника. Мы проехали по всей префектуре Ибараки, а потом мы поехали в
Токио, и там он представил меня Сенсею Уесибе. Сенсей сказал мне, что проще
всего научиться, если я стану учидеши. Я обратился к г-ну Аказаве за помощью, и
он выступил моим гарантом перед Уесибой. Так я стал учидеши".
Ёнеква стал одним из основных помощников Морихея, и заслужил себе почетное место
в истории айкидо
- он снялся в известной серии фотографий, сделанных в 1935 г. в
частном доджо знаменитого основателя издательской фирмы "Коданся", Кейдзи Нома.
На фотографиях Уесиба демонстрирует технические приемы, Ёнекава выступает как
уке.
Дом Акадзавы, где проходили тренировки, до сих пор стоит в Иваме, и на
сегодняшний день используется как место городских собраний членов Омото. На
стенах фотографии основательницы Нао Дегучи, Онисабуро и его жены Сумико. За 70
лет интерьер не меняли - он остался почти таким же, как и в то время когда дом
использовался как временное доджо для тренировок Будо Сенёкай.
Занятиям айкиджиуджитсу в Иваме пришел внезапный конец в 1935 г., когда японские
власти начали жестокие гонения на религию Омото, названные впоследствии "Второй
инцидент Омоте-кё". Многих основных лидеров (включая Онисабуро и его жену)
арестовали, некоторых из них, например печально известного Хидемаро Негучи,
пытали. Морихею удалось избежать ареста только благодаря вмешательству одного из
своих учеников, который по счастливой случайности служил в то время начальником
полиции префектуры Осаки. Даже отец Зензабуро, Мицуноске, был задержан на
несколько недель.
Подготовка к переезду в Иваму
Хотя тренировки Будо Сенёкай пришлось прекратить, связь между Уесибой и Ивамой
была уже прочной. В конце 30-х гг. Морихей начал обсуждать возможность постройки
открытого доджо в качестве тренировочного центра вне пределов Токио. Много лет
он давал занятия в Военной Школе Тоямы для армейских офицеров, а также во многих
других военных заведениях. Однако при этом Уесиба был сильно ограничен в типе
обучения. Ему же хотелось открыть доджо вдали от шума и суматохи большого Токио
в месте, где он смог бы перейти к более реалистичным занятиям. Мицуноске
Аказава, о котором уже говорилось выше, и сын которого в последствии стал
учидеши Уесибы, помог Морихею купить 4-5 га земли в Иваме; план постройки
открытого доджо был разработан. Примерно в 1939 г. строительство началось, и
Уесиба стал часто бывать в Иваме.
В это же самое время началась вторая мировая война, и число учеников в Токио
стало резко падать - их начали по одному призывать на военную службу. К 1942 г.
в Кобукан Доджо осталось не больше 5-6 занимающихся.
И все же, несмотря на отсутствие учеников в доджо, 1942 г. был очень напряженным
для Морихея - ему пришлось вести занятия в нескольких военных учебных заведениях
одновременно. Раньше ведущие учидеши Уесибы могли как-то снизить нагрузку
учителя - заменяя его в поездках в различные места. Но теперь не осталось почти
никого, кто мог бы ему в этом помочь. Война в тихоокеанском регионе была в самом
разгаре, начались первые воздушные налеты на Токио. Доджо в Иваме задумывалась
как место для интенсивных тренировок будо, а в итоге оказалось местом спасения
от ужасов войны для Уесибы и его жены.
Морихей планировал свой переезд в Иваму поэтапно. Сначала было построено доджо
на 36 матов (в качестве личного тренировочного центра), и маленький храм,
названный "Синден" - строительство обоих было завершено в 1942 г. Храм был
посвящен божеству будо, и был освящен священниками религии Омото, еще одно
свидетельство того, что вера Морихея в эту религию не уменьшилась, несмотря на
Второй Инцидент Омото. Второй важный шаг в подготовке переезда в Иваму состоял в
том, что Морихей назначил своего сына Киссёмару (в то время ему исполнился
21 год, и он был студентом Университета Васеда) Доджо-тё в Кобукан-доджо, и
передал ему основные административные обязанности. В руководстве доджо Киссёмару
помогал Минору Хираи, который в последствии основал Коринкай-айкидо.
"Удаление" в Иваму
К концу 1942 г. Уесиба серьезно заболел - у него начались проблемы с кишечником,
скорее всего это событие ускорило переезд основателя в Иваму. Контраст с
лихорадочной жизнью Токио
тем более разителен, что в Иваме проживало всего
несколько тысяч жителей. Постепенно Уесиба начал выздоравливать; окрепнув он
начал заниматься фермерским хозяйством, тренировками и медитацией.
Немногочисленные ученики состояли в основном из местных жителей и ребят из семей
последователей Омото, которым все еще приходилось скрывать свои религиозные
убеждения после гонений произошедших в 1935 г. Впервые за много лет Морихей был
свободен он тяжелых обязанностей учителя, наконец он мог посвятить свое время
собственным тренировкам и эстетическому развитию, не отвлекаясь ни на что
другое. Он превратил Ивама-доджо и прилегающие к нему земли в тренировочную
лабораторию. Там Морихей экспериментировал с различными вариантами техник,
добиваясь совершенства. Постепенно его мастерство достигло уровня, когда он был
в состоянии предугадать действия противника.
Морихей вставал еще до восхода для утренней молитвы и песнопений. Этот ритуал
был частью его тренировок мисоги, и одним из способов связи с божественным
миром. Основатель никогда не навязывал ученикам своих взглядов и верований. Тем
не менее, на личном уровне айкидо представляло для Морихея некий мост,
связывающий Небеса и Землю, а также инструмент, с помощью которого можно
избавиться от зла в нашем мире и достичь гармонии между людьми.
Конец второй мировой войны
Расходы на войну постепенно подорвали высоко-милитаризованную японскую
экономику. Исчезновение необходимых повседневных товаров и непосредственная
угроза жизни заставила многих японцев покинуть разоренные большие города, и
бежать в безопасные деревни. К моменту капитуляции (август 1945 г.) экономика
Японии оказалась полностью разрушенной, и Уесибе в Иваме (как впрочем и
остальным японцам) едва удавалось сводить концы с концами. Голова практически
каждого человека по всей стране была занята одним: где найти еду.
До войны Уесиба учил буквально тысячи человек, после же он остался едва ли с
пятью. Штаб-квартира объединенных сил союзников (ШК) запретила преподавание
боевых искусств, но на распоряжение почти не обращали внимание даже в больших
городах, что уж говорить о сельских районах префектуры Ибараки. Тем не менее,
чтобы еще меньше привлекать внимание к своим тренировкам боевых искусств и хотя
бы формально следовать распоряжению, в первые годы после войны Морихей Уесиба
называл свою сельскую резиденцию - "Айки Эн".
Наконец японские солдаты начали возвращаться на родину, и многие из бывших
учеников Уесибы стали приезжать к своему учителю в Иваму: повидать его и
потренироваться.
Ряды местных учеников пополнили такие известные фигуры эпохи
Кобукан-доджо, как Годзо Шиода, Коичи Тохей, Минору Мочизуки. Кроме того, и сын
Морихея - Киссёмару, также нередко тренировался в Иваме. Юный Тадеши Абе
(который позже распространял айкидо во Франции) был учидеши тоже именно в этот
период.
Ввиду того, что Уесиба полностью посвятил себя тренировке небольшого числа
учеников в Иваме, а в Кобукан-доджо не велось практически никакой деятельности,
то именно Ивама стала официальной штаб-квартирой Зайдан Ходжин Айкикай -
организации, которая была основана в 1948 г. Такое положение дел просуществовало
вплоть до 1956 г., когда штаб-квартира была возвращена в Токио. К этому времени
вся полнота деятельности в Шинджуку-доджо была полностью восстановлена.
Морихиро Сайто начинает занятия в Ивама-доджо
В 1946 г. худой паренек, которого звали Морихиро Сайто, набрался смелости чтобы
прийти в Ивама-доджо и встретиться с Уесибой. Местной молодежи основатель айкидо
представлялся эдаким мистическим затворником, обладающим невероятными
возможностями. Сайто родился в лежащей неподалеку деревушке в 1928 г. Мир боевых
искусств заворожил его еще в раннем детстве. К моменту встречи с Уесибой
мальчишка успел уже позаниматься дзюдо, кендо и карате. Свою первую встречу с
основателем Сайто описывает так:
"Тогда был жаркий сезон, поэтому я пришел рано. О-Сенсей проводил утреннюю
тренировку. Минору Мочизуки показал мне место, где О-Сенсей тренировался с
несколькими учениками. Я вошел в помещение, которое сейчас называется "комнатой
шести татами". Пока я сидел, вошли О-Сенсей и Тадаши Абе. О-Сенсей начал
садиться и Абе немедленно кинулся к нему, чтобы подложить подушечку. Он так
заботился о Сенсее! А затем О-Сенсей взглянул на меня и спросил: "Почему ты
хочешь заниматься Айкидо?". Когда же я ответил, что хотел бы учиться у него,
если он готов меня принять, то он спросил: "Знаешь ли ты, что такое Айкидо?"
Откуда я мог знать? И тогда О-Сенсей сказал: "Я научу тебя как служить людям и
обществу с помощью этого боевого искусства". Мне и в голову не приходило, что с
помощью боевого искусства можно служить людям и обществу. Я просто хотел стать
сильнее!"
Вскоре Сайто стал одним из основных помощников в доджо и одним из ведущих
учеников. В конце концов ему даже разрешили участвовать в утренних тренировках,
куда обычно
допускались только учидеши. К тому же с точки зрения занятий айкидо
он очень удачно устроился на работу. Его рабочий график в "Джапан Рейлвейз":
день через день, оставлял ему огромное количество свободного времени, которое он
проводил с основателем. Рабочие графики остальных учеников были не такими
гибкими. Повсеместная бедность в Японии тех дней являлась огромным барьером для
продолжения тренировок. Если ученики посвящали свое время занятиям айкидо и
помощи учителю в поле, то значит это время они должны были оторвать от работы и
своей семьи. Один за другим ученики был вынуждены бросать занятия, в итоге на
утренних тренировках осталось не более пяти человек.
Видя увлеченность Сайто занятиями айкидо, Уесиба постепенно стал полагаться все
больше и больше на него и в частной жизни. Сайто же в ответ посвящал все больше
своего свободного времени учителю, помогая ему в и поле, и в работе по дому. В
конце концов, из всех учеников только Сайто продолжал регулярно помогать
основателю. В благодарность за такую помощь и верность Уесиба выделил в своем
поместье и подарил Сайто участок земли, чтобы тот мог построить дом. Даже после
женитьбы, страсть к тренировкам у Сайто не уменьшилась. Более того, его юная
жена тоже начала работать для семьи Уесибы - например, она лично помогала старой
жене Уесибы - Хацу.
Хироши Исояма
Вскоре после войны в доджо пришел еще один молодой человек, который также
приобрел известность в мире айкидо. Хироши Исояма родился в Иваме, и в 1949 г. в
возрасте 12 лет пришел в доджо. Он регулярно тренировался в течение 9 лет,
сначала в детской группе, а потом во взрослой.
В одном своих последних интервью
Исояма вспоминает, как жестко проходили занятия в Ивама-доджо в тот ранний
период, когда там еще не было матов. Хироши часто можно увидеть на фотографиях
50-х гг. - худой паренек, часто вместе с Морихиро Сайто.
Хироши Исояма уехал из Ивамы в 1958 г., когда он вступил в ряды военно-воздушных
Сил Самообороны страны (см. прим.1). Хироши выбрал карьеру военного, и за время своей службы
обучил тысячи солдат японской армии, а также многих американцев, находящихся на
военных базах, дислоцированных в Японии. У Исоямы 8-й дан, и сейчас он является
техническим консультантом Международной Федерации Айкидо. После того, как он
вышел в отставку и вернулся в Иваму, Хироши Исояма начал часто выезжать на
семинары на территории Японии и за ее пределами.
Рождение современного айкидо
Методы обучения основателя в Иваме очень отличались от его учебного подхода в
довоенные годы. В начале своей инструкторской карьеры Морихей нередко просто
показывал технику несколько раз, практически не давая никаких объяснений. Такой
метод является традиционным для боевых искусств, когда ученики должны "украсть"
технику своих учителей.
В конце 40-х - начале 50-х гг. Уесиба уделяет каждый день много внимания личным
занятиям. Тренировочным партнером в большинстве случаев является Морихиро Сайто.
Особое внимание основатель уделяет изучению айки-кен и джо. Наибольшее влияние
на его занятия с оружием оказывает школа фехтования направления "Кашима
Шинто-рю". В 1937 г. Уесиба вместе с Зензабуро Акизавой даже формально
вступают в эту школу. В течение одного-двух лет инструкторы Кашима Шинто-рю
появлялись каждую неделю в Кобукан-доджо, и давали там занятия в соответствии с
программой своей школы. Хотя Уесиба лично в тренировках не участвовал, но он
регулярно присутствовал на занятиях, которые в основном проводились с оружием.
Еще одним свидетельством того, что уже с середины 30-х гг. основатель айкидо
проявляет большой интерес к фехтованию, является учебник по Будо, составленный
Уесибой в 1938 г., содержащий огромное число техник с оружием.
Послевоенные годы в Иваме оказались невероятно важными для развития современного
айкидо. Уесиба начал систематизировать техники, объединяя их в родственные
группы, и отрабатывая на практике. Более того, он перешел к пошаговому обучению
- начиная от основ и постепенно переходя к более сложным уровням. Основатель
подчеркивал, что при выполнении техники каждая деталь её составляющая должна
быть совершенной. Примерно в это же время он начал использовать термин "такемусу
айки" - высший уровень айкидо, когда человек способен спонтанно выполнить любую
технику, наилучшим образом соответствующую характеру атаки. В действительности
можно утверждать, что рождение современного айкидо совпадает с развитием
концепции "такемусу айки" в ивамовский период.
Ивама Доджо во время отсутствия основателя
С середины 50-х гг. основатель начал часто выезжать в Токио и Кансай, его жена в
это
время обычно оставалась в Иваме. К этому времени Морихиро Сайто являлся
основным помощником Уесибы в Иваме, поэтому во время отсутствия учителя основные
обязанности инструктора возлагались на него. У Сайто также установились близкие
отношения с Коичи Тохеем, поэтому он также часто заменял последнего в его
частном доджо в Уцуномия, когда Тохей уезжал учить на Гавайи.
В конце 50-х во многих японских университетах образовались клубы айкидо.
Множество таких студенческих клубов начали проводить ежегодные гасшуку (см.прим. 2) в
Ивама-доджо. Университетские группы обычно учил Сайто; а основателю, судя по
всему, доставляло большое удовольствие то, что студенческие группы приезжали
учиться в Иваму, в его частное доджо. Традиция проведения ежегодных гассюку
сохраняется и по сей день.
После смерти основателя 26-го апреля 1969 г. Сайто становится главным
инструктором Ивама-доджо и хранителем Айки-храма. Морихиро Сайто преданно служил
О-сенсею в течении 23 лет, он продолжил свою службу и после кончины Основателя -
в точности продолжая тренировочный путь Уесибы. Сайто сделал основной упор на
сохранении методологии обучения основателя, которая состоит из расширенного
курса, включающего как тайджицу, так и букивазу.
Мекка Айкидо
С середины 70-х годов иностранцев начали принимать в качестве учидеши в
Ивама-доджо. С этого момента буквально тысячи иностранцев из сотен стран провели
в Иваме от нескольких дней до нескольких лет, проживая там и тренируясь. Как
следствием этого явления появилось огромное число инструкторов, занимающихся в
направлении, названном Айкидо стиля Ивама (Айкидо Ивама-рю). Многие из тех, кто
учился в Иваме, вернувшись к себе на родину, начали учить в соответствии с этим
"единым подходом" - делая упор на тайджицу и букиваза одновременно, как это было
организовано Морихиро Сайто. Интересен тот факт, что приезд такого большого
числа иностранцев в Ивама-доджо привел к росту и числа юных учидеши-японцев.
Айки Тайсай
В 1970 г., на следующий год после кончины основателя в Иваме зародилась новая
традиция. Каждый год 29 апреля (официально, национальный праздник - день
рождения нынешнего императора Хирохито) перед Айки-храмом проводится служба
отмечающая день смерти Морихея Уесибы. Организацию службы проводит Морихиро
Сайто
и Ивама-доджо, принимающей стороной выступает Айкикай Хомбу Доджо. Внутри
Айки-храма церемонию проводят священники Омото, одетые в традиционные голубые с
белым одежды. Год от года Айки Тайсай становится все многолюднее, в этом году на
него приехало около 900 человек. Отдать свою дань уважения и поприсутствовать на
церемонии Омото в честь Морихея Уесибы приехали занимающиеся со всей Японии, а
также из-за рубежа.
Ивама действительно была особым местом для Морихея Уесибы. Она послужила
убежищем во время тяжелых военных лет, она же обеспечила совершенное окружение
для интенсивных тренировок и самоанализа. Часто упоминающаяся концепция
"такемусу айки" явилась продуктом тренировок Уесибы в ивамовский период. Таким
же продуктом явился и упор на тренировке с оружием, которая рассматривается как
неотделимая часть занятий айкидо. Так как Морихей Уесиба постоянно вносил
улучшения в айкидо, то вероятно можно утверждать, что пик развития айкидо
приходится на конец жизни основателя. Тем не менее, многие их тех кто знал
Учителя и тренировался у него в конце 60-х и в 70-х годах, указывают на
ивамовский период, как на пик формы Уесибы. По общему мнению физическая сила,
точность техники и глубина духовного познания Уесибы этих лет были поистине
невероятными. Эта точка зрения, в сочетании с тем фактом, что именно Ивама стала
местом личных тренировок основателя и его духовным пристанищем, позволяет с
уверенностью назвать Иваму местом рождения айкидо.
В заключение
Впервые я приехал в Иваму в 1969 г. вместе с Биллом Виттом, который вскоре
стал первым учидеши-иностранцем в Ивама-доджо. Я тренировался у Морихиро Сайто
сенсея на его воскресных занятиях в Айкикай Хомбу Доджо летом, сразу после
смерти основателя, и мне очень хотелось увидеть Иваму. Но лишь к лету 1977 г.
мне удалось организовать свою жизнь так, чтобы позволить себе вернуться жить и
тренироваться в Иваму. В совокупности я занимался в Ивама-доджо 4 с половиной
года, прежде чем переехал жить в Токио. В течении многих лет я приезжаю на Айки
Тайсай, и всего там был уже 15 раз. Я считаю эту церемонию одним из самых важных
объединяющих мероприятий айкидо.
За 25 лет моей исследовательской работы у меня была возможность интервьюировать
таких людей, как Морихиро Сайто, Зензабуро Аказаву, Шигеми Ёнекаву, Годзо
Шиоду, Коичи Тохея, Садетару Арикаву и предыдущего Дошу Киссёмару Уесибу. Мысли
и воспоминания этих людей, а также многих других, свидетельствуют о важности
Ивамы в развитии послевоенного айкидо.
В некоторый момент Ивама-доджо и дом Морихея Уесибы в Иваме оказались под
угрозой продажи и сноса. Но, к счастью для мира айкидо, горькая судьба обошла их
стороной, и эти исторические здания, а также Айки-храм остались в целости и
сохранности, и продолжают служить живым памятником гению О-Сенсея Морихея
Уесибы.
Стэнли Пранин
Август 2001 г.
Лас-Вегас, Невада
Примечание переводчика:
1. Формально согласно Конституции, армии у Японии нет. Но зато есть "Силы
Самообороны", представляющие собой небольшую, но хорошо вооруженную,
подготовленную и боеспособную профессиональную армию. В основном, в ее состав
входят ВМФ и ВВС. Это армия предназначена только для обороны страны, а не для
проведения агрессивной военной политики.
2. ГАСШУКУ-КЕЙКО - "совместная практика (тренировка)". Например, выезд на сборы,
тренировка в спортивном лагере или длительный "выездной" семинар недели на две.
По смысловому значению иероглифов гасшуку дословно означает "совместное
проживание".
|
|
 |