На главную Написать письмо
 
ИНТЕРВЬЮ С КОИЧИ ТОХЕЕМ (часть 1)

Айки Ньюс #107
Перевод: Олег Овчаренко.

Коичи Тохей, основатель Шин Шин Тойтсу АйкидоАйкидо очень быстро развивалось после Второй Мировой Войны. Коичи Тохей - человек, внесший выдающийся вклад в это развитие и возможно один из тех, кто наиболее сведущ в истории айкидо. Большинство практикующих Айкидо сегодня в мире Шиханов (даже которые обладают 7 даном и выше) обучались в тот или иной период Тохеем.

Ощущая, что будущие поколению будут решать свою собственную судьбу, Тохей предпочёл говорить очень мало на протяжении многих лет. По прошествии многих лет, при условии того, что мы представляли деятельность его организации и думали как и они, Тохей Сенсей в конце концов согласился на это эксклюзивное интервью.

Как единственный ученик Морихея Уесиба, которому был официально присвоен 10 дан и фигура занимавшая центральное место в послевоенном мире айкидо, Тохей Сенсей получил возможность говорить с нами искренне о своих взглядах и опыте. ( интервью проводилось 11 июля 1995 года)
ПРИНЦИПЫ НЕБА И ЗЕМЛИ И МОЙ ПОДХОД К ЖИЗНИ.

Сенсей, расскажите о Вашем подходе к Айкидо.


По мере того, как мы входим в двадцать первое столетие, мир, в котором мы живём, становится всё более и более относительным. Поскольку существует что-то впереди, существует что-то позади. Поскольку существует верх, существует также и низ. В связи с этой относительностью мира, ничто не является абсолютным в своей правильности. Это не возможно, к примеру, чтобы север был верен в то время как юг нет. Оба они всего лишь «факт».

Единственный верный путь, быть абсолютно правым - это избежать того, чтобы быть захваченным водоворотом этих, так называемых, фактов относительного мира и вместо этого быть в согласии с абсолютными принципами Неба и Земли. Когда это приходит к стандартам правосудия, что то что находится в согласии с принципами Неба и Земли является верным, в то время как то, что нет верным не является.

Решающим действием является рождение понимания того, что находится в согласии с принципами Неба и Земли. Отсутствие этого понимания приводит к "бессмысленным усилиям", или мури, буквальный смысл которого "отсутствие принципа", и его следует избегать. Это всегда было моим ходом мысли и причиной, по которой я скрупулёзно избегал действия путями, вовлечённым в бессмысленные усилия, или того, что идёт вразрез этих принципов.

Айкидо по сути является путём пребывания в согласии с ки Неба и Земли. Многое из этого включено в будо, однако, тенденция говорить о таких вещах является нелогичной и привлекает бессмысленные усилия, вещи, которые бессмысленны. Но мой способ жить означает избегать чего бы то ни было, что не находится в согласии с принципом.

НЕБЫЛИЦЫ И РЕАЛЬНОСТЬ: ЧЕМУ Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАУЧИЛСЯ У МАСТЕРА МОРИХЕЯ.

Что было наиболее важным в том, чему вы научились у Морихея Уесиба?


То, как люди, в большинстве своём, говорят о ки в наши дни, имеет тенденцию склоняться к оккультизму, но я скажу, что я никогда не делал ничего даже отдалённо относящегося к оккультизму. Многое из того, о чём говорил Уесиба Сенсей, с другой стороны, звучало именно как оккультизм.

В любом случае, я начал изучение Айкидо поскольку я увидел, что Уесиба Сенсей по настоящему овладел искусством расслабления. Благодаря тому, что он был расслаблен, в действительности, и является причиной, по которой он генерировал так много энергии. Я стал его учеником с намерением научиться этому у него. Если честно, то я никогда в действительности не слушал большинство других вещей, о которых он говорил.

Все истории о том, что Уесиба Сенсей мгновенно перемещался или вырывал с корнем сосны из земли и размахивал ими,  не более чем небылицы. Я всегда настаивал на том, чтобы люди из мира Айкидо не писали таких вещей. К сожалению они, кажется, не слушали. Вместо этого они только уменьшали размер дерева в этой истории от очень массивного до дерева диаметром лишь около десяти сантиметров. В действительности, довольно трудно вырвать из земли даже один лопух, поэтому, кто же может вырвать сосну диаметром десять сантиметров, да ещё стоя на её корневой системе? Такие вещи не более чем преувеличение и вымысел, которые часто используются в старомодных историях.

Эти истории стали ещё более невероятными послеи его смерти, и теперь люди думают, что он мгновенно перемещался или вновь появлялся на расстоянии километра или другие бессмыслицы. Я был с Уесиба Сенсеем в течении длительного времени и могу сказать вам, что он не обладал сверхъестественными силами.

Сенсей, Вы кажетесь очень здоровым для человека, которому уже перевалило за семьдесят шесть лет. Всегда ли так и было?

Фактически я был довольно хрупким ребёнком. Мой отец сказал, что мне нужно быть сильнее и заставил меня заниматься дзюдо, с которым он был знаком по Университету Кело. Я старательно тренировался и однажды стал сильнее, Но после вступления в пред-колледжную программу в Кело приступ плеврита заставил меня потерять год занятий. Моя, с таким трудом приобретённая сила внезапно стала снова угасать.

Не в силах вынести мысль о потере того, что далось мне с таким трудом, я сменил дзюдо на другую форму тренировки, такую как дзадзен (сидячая медитация дзен) и мисоги (очищение). Я поклялся не позволить моей силе снова покинуть меня, даже если это убьёт меня. Беспокойства о своём здоровье и жизнь полу-инвалидом не приносило никакой пользы моему выздоровлению, поэтому я лишь сказал этому хватит, я точно также мог бы броситься в тренировки, даже если бы это убило меня. Айкидо также было частью этой тренировки. Я сосредоточился на сохранении своей силы, и однажды спустя время рентген показал, что плеврит полностью исчез. Удивительно, мне стало лучше.

Поскольку эти идеи в те времена были неопределёнными, у меня было ощущение, что это мой ум и дух (кокоро) мотивировали моё тело. Я осознал, что то в каком состоянии вы содержите ваш ум является очень важным. С физической болезнью всё в порядке (если она не является желанной), но неприемлемо позволять болезни распространяться на ваш разум или ваше ки..

В японском языке, когда тело функционирует неправильно, каким-либо образом, мы называем это ямаи, или байо, что означает просто «болезнь», но когда болезнь распространяется на ки человека, мы называем это байоки. Поэтому , несмотря на то, что моё тело может быть затронуто какого-либо рода болезнью, я не позволяю ей распространяться на моё ки. Если сознание здорово, тело последует за ним.

После моего выздоровления я вернулся в клуб дзюдо, но я не мог привести себя в то состояние воодушевления во время тренировки, как это было прежде. Одной из причин этого было то, что дзюдо неизбежно направлено на подготовку тела, а не ума. Моё мнение, не смотря на это, заключается в том что сознание управляет телом, и что бы вы не задумали у себя в уме, вы должны быть способны также сделать это своим телом.

К тому же, прошло уже около двух лет, как я не занимался дзюдо, к тому времени я получил второй дан, а все остальные уже имели четвёртый или пятый даны. Даже многие из тех, кто имел третий дан, ушли в своих тренировках настолько далеко вперёд от меня, что могли бросать меня через весь зал. Это было не очень интересно, и также это было не очень то весело.

В надежде увеличить свои силы, я отправился домой и начал легко наносить удары ногами в опорные балки вокруг дома. После того, как я стал проделывать это по паре тысяч раз за день, стены начали падать. Моя старшая сестра была не довольна этим и заставила меня уйти заниматься в сад. Через несколько недель я достиг того, что мог работать своими ногами с той же проворностью и ловкостью, как и своими руками. Я вернулся к дзюдо и уже мог бросить любого.

ВСТРЕЧА С МОРИХЕЕМ УЕСИБА

Когда Вы поступили в Уесиба доджо?


Я полагаю, это было в 1940 году. Кисабуро Осава пришёл неделей позже. Я думал о том жалком положении вещей, что я мог потренировавшись самостоятельно пару недель и возвратившись назад бросать всех в дзюдо доджо. Я думал: "Что мешает этим воинским искусствам?". Это было тогда, когда я повстречал Уесиба Сенсея. Шохей Мори, один из старших учеников в клубе дзюдо, работавший на Манчжурской железной дороге, рассказал мне об учителе с феноменальной силой и спросил, не хочу ли я с ним встретиться. Он дал мне рекомендательное письмо, и я отправился.

Тохей с основателем Айкидо Морихеем Уесибой, 1953 г.Уесиба Сенсей отсутствовал, когда я приехал в доджо, и меня встретил учидеши по имени Матсумото. Я спросил его, что из себя представляет Айкидо. Он ответил : «Дай мне твою руку, и я покажу тебе.» Я знал, что он собирается выполнить какое-то движение на мне, поэтому я протянул ему свою левую руку вместо моей правой. Будучи правшой, я хотел сохранить свою правую руку в резерве. Он схватил моё запястье и резко применил технику никкё. Я не напрягал эту часть моего тела совсем, поэтому это было мучительно. Я уверен, что моё лицо побледнело, но я не был намерен позволять ему одерживать верх надо мной, поэтому я выдерживал боль настолько долго, насколько мог. Затем я ударил его своей правой рукой, и он в смятении отпустил меня.

Я уже начал думать, что если это и есть Айкидо, то я могу легко забыть об этом и пойти домой. Но именно тогда вернулся Уесиба Сенсей. Я показал ему моё рекомендательное письмо и он сказал: "А да, от мистера Мори…". Затем в качестве демонстрации, он начал бросать одного из самых больших учидеши по всему доджо.

Я подумал, что это выглядит, как фальшивка, пока Уесиба Сенсей не велел мне снять своё пальто и подойти к нему. Я принял стойку дзюдо и направился к нему, чтобы выполнить захват, К моему великому удивлению, он бросил меня плавно и быстро, так, что я даже не смог определить, что же произошло. В этот момент я понял, что это было именно то, чем я хотел заниматься. Я попросил разрешения принять меня немедленно, и начал ходить в это доджо каждый день со следующего утра.

Я обнаружил, что тренировки были странными и загадочными, и я умирал от желания узнать, как же делаются техники. Когда кто-то использует силу, чтобы бросить вас, всегда есть что-то, что вы можете сделать в качестве реакции на это или контратаки. Но совершенно другое дело, когда человек не делает ничего особенного, а ты всё же оказываешься брошенным. Я думал : «Уж ты, вот это действительно настоящая вещь!»

Вначале я понятия не имел, что происходит. Даже ученики средней школы могли бросить меня безо всяких проблем. Находя это очень странным, я пытался хватать даже ещё сильнее, но конечно же тогда меня бросали ещё легче.

Тохей на Гавайях, 1953.В тоже самое время, я продолжал свои тренировки в Ичикукай. Я бывало, оставался там на всю ночь и практиковал дзадзен и мисоги. Тренировки фокусировались на достижении разновидности просветлённого состояния, в котором как тело так и ум становились совершенно свободными от скованности. Это было утомительно, и после этого я кидался к тренировке Айкидо, уже смертельно уставшим. К своем удивлению, я обнаружил, что в этом состоянии люди, которые всегда до этого могли бросать меня, были абсолютно неспособны сделать этого! Также, чтобы бросить их мне не требовалось много усилий. Все думали, что это странно и говорили так:"Что с Тохеем? Он пропускает практику и возвращается назад сильнее, чем когда бы то ни было!»

Значительно труднее для кого бы то ни было бросить вас, если вы отпускаете свою силу, и также становится значительно легче для вас бросать вашего противника. Я думал об Уесиба Сенсее и осознал, что он был полностью расслаблен, когда выполнял своё айкидо. Именно тогда я и осознал истинный смысл "расслабления".

Моё Айкидо продолжало прогрессировать по мере того, как я продолжал свои тренировки в дзадзён и мисоги. Шесть месяцев спустя или около того, меня даже отправили обучать в такие места, как академия военной полиции в Накано и частную школу (юку) Шумей Окава. Никто кроме Сенсея не мог бросить меня. Потребовалось только полгода, чтобы достичь такого уровня способностей, поэтому я думаю что тратить пять или десять лет это слишком долго.

Даже сейчас большинство людей стараются настолько, насколько они только способны изучать технику, но я изучал ки с самого начала.

Как Вы думаете, когда Уесиба Сенсей достиг мастерства в этом "искусстве расслабления"?

Я полагаю, вероятнее всего это было, когда он жил в Аябэ и был глубоко вовлечён в деятельность религии Омото. Уесиба Сенсей часто рассказывал историю об одном дне, когда он стоял у источника, обливаясь после тренировки, и внезапно осознал, что его тело стало совершенным и непобедимым. Он осознал с отчётливой ясностью смысл пения птиц , насекомых и всего окружавшего его. По всей вероятности это состояние длилось только лишь около пяти минут, но я думаю, именно тогда он достиг мастерства в искусстве расслабления.

К сожалению, он всегда говорил об этом опыте, используя религиозно-звучащие выражения, что было в большей или меньшей степени непонятно другим.

До войны Сенсей обучал в Военно морском Колледже, где принц Такаматсу (младший брат императора Шова) был одним из его учеников. Однажды принц указал на Уесиба Сенсея и сказал:"Попытайтесь поднять этого старика". Четверо сильных моряка старались изо всех сил поднять его, но не могли сделать этого.

Сенсей говорил о том времени: "Всё множество божественных духов Неба и Земли вошли в моё тело и я стал неподвижным подобно тяжёлой скале". Все понимали его буквально и верили в это. Я слышал, как он говорит это сотни раз.

Что касается меня, то никогда божественные сущности не входили в моё тело. Я никогда не полагался сильно на такого рода иррациональные объяснения.

Однажды, когда мы с Сенсеем были на Гавайях, там проходила демонстрация, в которой двое сильных гавайских ученика должны были попытаться поднять меня. Они уже знали, что не смогут этого сделать. Так что не очень-то надеялись на это. Но сенсей, наблюдая стоя неподалеку, стоял и говорил: "Прекратите это, вы можете поднять Тохея, вы можете поднять его! Прекратите, заставьте их прекратить! Это плохая демонстрация!".

Демонстрация на Гавайях сразу после прибытия ТохеяВидите ли, в предыдущий вечер я выпивал до трёх утра, и Сенсей знал о том состоянии, в котором я пришёл домой. Он сказал:"Конечно же боги не собираются входить в такого горького пьяницу, как ты! Если бы они сделали это, они бы все опьянели!". Именно поэтому он и думал, что они могли бы меня поднять.

В действительности, такого рода вещи никогда не имели ничего общего с какими бы то ни было богами или духами. Это лишь вопрос удержания низко центра тяжести. Я знаю это и это то, чему я обучаю своих учеников. Это ничего бы не значило, если бы лишь некоторые особенные люди могли делать это. Вещи такого рода, должны быть доступны каждому, если они имеют какой–то смысл.

Люди с так называемыми "сверхъестественными силами" обычно являются лишь теми, кто могут делать всё, чтобы они не провозгласили. Другие не могут делать того, что они делают, и не могут научить тому что они делают, поскольку, то что они делают не настоящее, это фальшивка. Любой может сделать то, чему я обучаю. Они живые в техниках айкидо также как и в своей жизни. Всё, что вам следует знать, это то как делать это правильно. Рассматривать это как сверхъестественные силы, требуя присутствия каких-то богов или чего-то подобного этому, было бы большой ошибкой. Я полагаю себя ответственным за то, чтобы обучать этому правильно.

Обучение военослужащих С.Ш.А.ЛИЧНОСТЬ МОРИХЕЯ УЕСИБА

Были ли в доджо какие-либо примечательные личности в 1940 или 1941 году – кто-то, кто позднее сделал себе громкое имя?


Не было никого такого, когда я впервые пришёл туда. Там не было учеников, и едва ли там был кто-то из учидеши.

Что было самым сильным Вашим впечатлением об Уесиба Сенсее?

Он показался мне прекрасным стариком. Улыбающимся, как вы знаете. Во многом, он имел личность подобную ребёнку.

У нас довольно мало документов об О-Сенсее, но всё ещё довольно трудно для нас составить его портрет в повседневной жизни. Разговаривал ли он об обыденных, повседневных предметах? Из имеющихся записей высказываний он кажется почти что человеком с другой планеты.

Да. Я знаю, о чём вы говорите. Конечно же он говорил таким образом.

Я слышал, что иногда он был подвержен внезапным вспышкам гнева.

Да это случалось часто. Тем не менее, он был добр к женщинам. Я никогда не видел, чтобы он гневался на женщин. Смешно, его гнев никогда не был специально обращён на того, на кого предполагалось, что он гневается. Было похоже на то, что он гневается на самого себя, не будучи в состоянии или не желая обращать свой гнев, на предмет гнева.

Однажды молодой человек по имени Курита заметил, что Сенсей немного сдвинулся на своём стуле, и двинулся, чтобы пододвинуть стул к нему. Сенсей разгневался на него, и потребовал знать, что он делает. Бедный парень понятия не имел, что происходит до тех пор пока я не объяснил ему, что Сенсей ошибочно принял его действия за какого-то рода шалость.

Каково было отношение О-Сенсея, когда Вы начали базировать своё обучение на принципах Ки?

Он ревновал и говорил, чтобы люди не слушали меня. Он говорил бывало: "Айкидо моё, а не Тохея. Не слушайте того, что он говорит." Он бывало заглядывал в доджо и говорил вещи такого рода, особенно, когда я обучал группу женщин. В этом отношении он был подобен ребёнку в своей прямоте и отсутствии фальши - очень спонтанный и непосредственный.

Люди связанные в разными религиями бывало приходили в его доджо и просили у него денег, льстиво называя его "Морихей Уесиба - ками айкидо". Едва ли он когда-либо тратил деньги на себя. Но он всегда, казалось, испытывал денежную нужду поскольку он продолжал отдавать деньги такого рода людям.

ПОЛУЧЕНИЕ ДЕСЯТОГО ДАНА

Я был первым, кто официально был представлен на десятый дан. Обычно восьмой дан был самой высокой ступенью, но Годзо Шиода в Ёшинкане начал продвигать в ступенях многих людей. Кисшомару Уесиба и мистер Осава, решили, что это послужит большему упрочению Хомбу Доджо, если мы учредим девятый дан, который они предложили мне. Я сказал им, что по моему мнению в не было необходимости в создании какой бы то ни было ещё системы рангов, кроме той, которую мы уже имели, но они настаивали на том, что это усилит позиции Хомбу доджо, поэтому я, в конечном счёте, согласился. Мы отпраздновали новый ранг в развлекательном районе Джинза.

Оба, Годзо Шиода и Кендзи Томики были там.

Тогда как я был в отъезде в Соединённых Штатах, тем не менее, ещё пятеро людей было представлено на девятый дан, и они старались сохранить этот факт в секрете от меня. Я посчитал, что с этим ничего не поделаешь - такого рода вещи случаются с такими учителями - и я решил не беспокоиться по этому поводу. Когда я вернулся назад в Токио, я был удивлён, обнаружив Уесиба Сенсея ожидающим, чтобы поприветствовать меня в аэропорту, первый и единственный раз когда-либо делавший такие вещи. Когда мы приехали домой он взял меня с собой, чтобы немного выпить, и спустя немного времени я улыбался и начал чувствовать веселье. Он казался доволен этим и даже поднялся, чтобы исполнить традиционный танец, чтобы развлечься. Всё это, конечно же, было потому, что он вероятно полагал, что я могу расстроиться из-за того, что он представил пять других человек девятому дану, после того как сказал мне, что я буду единственным. Это привело его в хорошее расположение духа, когда он увидел, что я в действительности не был расстроен этим.

Два или три дня спустя он начал упрашивать меня принять десятый дан. Я сказал: "Сенсей, пожалуйста, не просите меня делать это. Если вы сделаете меня десятым даном, то я никогда не услышу конца этому!". Он согласился с моим замечанием, и я остался девятым данном ещё на какое-то время. Примерно три года спустя, тем не менее, прямо перед тем, как он заболел раком, он попросил меня снова. Он сказал мне: "Коичи-чан, пожалуйста, примите десятый дан". Я почувствовал себя обязанным согласиться, поскольку было бы уже неуважительным отказываться и дальше и заставлять его умолять меня принять его.

Прошло немного времени, как появились люди утверждавшие, что я не был единственным, кто получил десятый дан. Чтобы избежать неприятностей я предложил вернуть этот ранг, но мистер Осава вмешался и записал несколько "1" на моём сертификате, чтобы удостоверить, что он, а не какой либо другой является официальным. Был также большой вечер в Отеле Принца Асака в честь празднования представления.

До тех пор, пока я не отделился от Айкикай больше никто не получал десятого дана, но как только я покинул его, все стали утверждать это.

Вы сказали, что, когда Вы начали базировать своё преподавание на принципах Ки, О-Сенсей ревновал и говорил всем не слушать Вас. С другой стороны, он представил Вас на десятый дан. Каковы были его намерения в связи с этим? Признавал он Вас или нет?

Я думаю он признавал и принимал меня. Он хорошо осознавал, что небыло никого равного мне тогда, и возможно он чувствовал, что если он не представит меня он не мог бы представить других .Но поскольку у него было это детское качество, он не мог ждать и забегал вперёд, и сделал это в любом случае.

Как Кисшомару (современный Айкидо Дошу) рассматривал эту ситуацию?

Первоначально Кисшомару намеревался поддерживать определённую дистанцию от айкидо. Он говорил: "Мой отец и люди подобные мистеру Тохею пришли в этот мир, чтобы сделать айкидо. Хотя я был рождён в этой семье и являюсь продолжателем миссии, я бы в большей степени предпочёл иметь домик на холме, из которого я бы смог отправляться на работу по утрам и куда бы я мог возвращаться по вечерам." Он надеялся занимать в большей степени административную роль, нежели быть генеральным директором организации ,нежели быть центром учения. Когда Уесиба Сенсей покинул нас, мистер Нао Сонода выступил с предложением сделать Кисшомару генеральным директором, а меня Вторым Дошу. Однако Уесиба Сенсей просил меня сделать всё, что я смогу для Кисшомару, поэтому я приложил все усилия для этого. Чтобы увидеть, что он принял на себя роль, которая поместила его в центре как учения так и администрации, что и было в конечном счёте сделано.

Я имел привелегию находиться рядом с Сенсеем в последние часы его жизни. Он сказал мне: "Коичи-чан, это ты? Я хочу попросить тебя, пожалуйста, сделай всё, что ты можешь для моего сына." Я ответил, что сделаю всё что для этого и ему нечего об этом беспокоиться. "Хорошо… что я попросил об этом тебя." сказал он и закрыл свои глаза. Прошло немного времени до того как он вздохнул в последний раз.

Мистер Сонода много раз предлагал, чтобы я стал Дошу, но я решил исполнить своё обещание. С тем, чтобы позволить Кисшомару занять стабильную роль я проталкивал идею о том, что он должен быть как Дошу так и управляющим директором. Он выразил свою благодарность за мои усилия тогда, но примерно год спустя, его отношение изменилось. Это было как раз в то время, когда он приехал в Соединённые Штаты и начал снимать мои фотографии со стен доджо там.

ВЫХОД ИЗ АЙКИКАЙ

Примерно в каком году это было?


Окало трёх лет после ухода Уесиба Сенсея, в 1971 или 1972 годах. До этого, практически в каждом американском доджо выставлялись как фотографии основателя, так и мои, но Кисшомару начал снимать мои и заменять их на свои.

Кажется, что вы наслаждались добрыми отношениями в период, следующий сразу после смерти О-Сенсея. Почему же эти отношения ухудшились в будущем?

В 1971 году я выдвинул предложение, чтобы мы специально обучали концепции Ки совместно с Айкикай. Я чувствовал, что обычный обзор движений или практика техник направо налево на поверхностном уровне не принесёт результата в Айкидо, поскольку Айкидо включает в себя Ки. Я предложил мистеру Осава создать класс Ки, где люди обучались бы этому, как основе их айкидо. Он отверг эту идею от лица Айкикай, сказав, что Айкидо Айкикай это Айкидо Кисшомару, и учение Кисшомару должно, в любом случае лечь в основу тренировок. Я понял, что для меня не было места обучать в таких условиях, и спросил можно ли мне заняться своим предложением вне доджо. Они сказали, что это было бы замечательно, итак я покинул доджо и создал группу, которая фокусировалась не на техниках айкидо, а на учении о Ки.

Я полагаю, что моё учение о Ки многое привнесло в развитие Айкидо. Простая практика техник Айкидо хороша для студентов и других молодых людей, но более пожилые люди с меньшей выносливостью имеют тенденцию бросать занятия спустя какое-то время. Мои беседы о Ки хорошо принимались различными группами людей, включая группы высокопоставленных исполнительных директоров в бизнесе и президентов, и людей подобных им. Тем не менее как мистер Осава так и Кисшомару полагали, что я делал, что-то не связанное с Айкидо.

В Соединённых Штатах айкидо понималось в терминах "занятия для ума". В Японии, тем не менее, айкидо называлось лишь айкидо, поэтому я полагал необходимым утвердить концепцию Ки также и в Японии.

Мистер Осава был очень хорошим человеком, и он прислушивался к тому, что я хотел сказать. Тем не менее, в то время он прилагал усилия к тому, чтобы поддержать Кисшомару и пытался не позволить людям посещать мои занятия.

Они отказали мне в возможности обучать Ки в рамках Айкикай, но сказали, что я свободен делать всё, что мне заблагорассудится вне организации. С пониманием этого я начал свои занятия в Олимпийском Центре. Это приобрело большую популярность и по истечении трёх месяцев записалось сотня учеников. Мистер Осава был удивлён, когда услышал об этом, он пришёл ко мне и спросил не хотел бы я проводить подобные занятия совместно с Айкикай! Я был довольно сильно рассержен и сказал, что, как я полагал, для этого было уже слишком поздно.

Никто из пришедших на мои занятия по ки людей ничего не знал про айкидо, и они действительно не интересовались занятиями им, поскольку это было не то, чему они пришли научиться. Этого бы не произошло, если бы я мог создать группу Ки в рамках Айкикай с самого начала. Защищая, принятую им позицию, мистер Осава должен был отвергнуть моё предложение, но я думаю, он всегда очень сожалел об этом. Когда Генеральная Штабквартира Ки но Кенкюкай была создана в префектуре Точиги в 1990 году, мистер Осава лично связался со мной и также внёс свой небольшой вклад.

ИСТОРИИ ИЗ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА АЙКИДО

Какого рода люди поступали в Айкикай после войны?


Я обучал многих людей, сегодня являющихся учителями… Тада, Арикава, Ямагучи, Окумура, Ямада, Чиба..

Остались ли у Вас какие-либо воспоминания о тренировках с того времени?

Ну, ничего что было бы настолько интересным.

Однажды, когда я был под хмелем, я тренировался с Тамура, который сейчас во Франции, я сказал: "Смотри, иногда я буду бросать тебя жёстко, так что будь внимателен." Он, должно быть, недооценил мои слова, поскольку, когда я бросил его, он с шумом пролетел через доджо и угодил рукой в оконное стекло. Ему следовало попытаться оставаться там, но вместо этого он попытался вытащить руку сразу и он поранился об острые осколки. Когда я увидел, что он сделал, я разозлился и не подумав накричал на него за то, что он не подождал до тех пор, пока не смог бы извлечь руку не повредив себя. Я тут же пожалел об этом и осознал, что это было грубо кричать на него в момент, когда он так поранился. Я, воспользовавшись случаем, взял его на ночь в город этим вечером.

В другой раз я взял с собой на демонстрацию Тамура и Чиба в Хиратсуке. Поскольку это было во время оккупации, демонстрации большинства видов воинских искусств были ещё запрещены. Тем не менее, было получено разрешение на демонстрацию Айкидо, и мы проводили демонстрацию перед командующим гарнизона в этом районе. Наше объяснение принципов несостязательности в айкидо было хорошо принято и, казалось, нашло симпатии среди аудитории. Во время демонстрации я выполнял технику, в которой я выбивал ногу Чибо при помощи джо. Он подстроился сам под движение, чтобы соответствовать ему. Но я ненавижу, когда люди намеренно делают ненужные падения такого рода, поэтому я сказал ему прекратить делать ненужные вещи, и бросил его изо всех сил. Он взлетел вверх тормашками и упал практически на голову. В какое-то мгновение я испугался, что сделал с ним что-то ужасное, и я почувствовал облегчение, увидев, что каким-то образом он лежит невредимый. У меня был ученик, поступивший в Айкикай и которого часто хвалили за хорошее укеми и который часто составлял компанию Уесиба Сенсею. Я использовал его в качестве своего уке во время демонстрации в Хибия Кокайдо (местечко, где проводилась Все-Японская Демонстрация в старые времена, до того, как для этих целей стал использоваться Будокан), но он начал кувыркаться ещё до того как я выполнил бросок. Я сказал: "Какого чёрта ты делаешь, падая прежде чем я даже брошу тебя? Убирайся отсюда!" Там было множество зрителей и я думаю они были сильно удивлены, но это также было довольно неожиданной возможностью для них осознать, что техники айкидо не подделка или что-либо заготовленное заранее.

Когда мне было сорок девять лет я выпустил учебный фильм по айкидо, в котором такие люди как Масано Сасаки и Сейсабуро Эндо выступали в качестве моих уке. Эндо также появляется в книге под названием Шиншин Тойсу Айкидо, которая представляет из себя по большей части картинки. Такие люди, как Саотомэ или Ичихачи, также в то или иное время обучались у меня.

Есть ли у Вас интересные анекдоты из того времени, когда Вы покинули Айкикай?

Примерно десять лет тому назад во Франции группа учеников Тамура пришли, чтобы взглянуть на меня. Вероятно, Тамура полагал, что из-за моего возраста я вероятнее всего не смогу больше выполнять айкидо и буду работать только с Ки. Казалось, что они пришли увидеть своими собственными глазами правда это или нет и, я думаю, также посмотреть на айкидо десятого дана. Я выбрал восьмерых или что-то около того из них и заставил нападать на меня в рандори. Они вернулись домой со словами: "Да, Тамура Сенсей вероятно был неправ".

ПОНИМАНИЕ ЕДИНСТВЕННОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕМПУ НАКАМУРА

Как Шиншин Тойсу Айкидо отличается от Айкидо основателя Морихея Уесиба?


Когдя я приехал на Гавайи и попытался использовать техники, которые я изучал у Уесиба Сенсея, я обнаружил, что большинство из них были неэффективными. То, что Сенсей говорил, и то, что он делал составляло большую разницу. К примеру, несмотря на то, что он сам был очень расслаблен, он заставлял своих учеников делать резкие, мощные техники. Тем не менее, когда я приехал на Гавайи, там повсюду были парни настолько же сильные как и Акендо и Конишики (два известных гавайских борца сумо). И всё, же нет смысла в использовании силы, чтобы противостоять такого рода силе.

Когда вас плотно прижали или контролируют, частями вашего тела, на которые непосредственно направлен контроль, просто невозможно пошевелить. Всё, что вы можете сделать в данном случае это начать двигаться теми частями тела, которые способны двигаться, и единственный способ успешно выполнить это - расслабиться. Даже если ваш противник захватил вас изо всех своих сил, вы всё ещё можете бросить его если вы расслаблены во время выполнения броска. Это именно то, в чём я экспериментировал в первую очередь во время этого путешествия на Гавайи, и когда я вернулся в Японию и ещё раз взглянул на Уесиба Сенсея, я осознал, что он фактически применял свои техники из очень расслабленного состояния.

В то время, когда я был с О-Сенсеем , я также обучался у Темпу Накамура. Именно он первый сказал мне "сознание управляет телом". Эти слова подействовали на меня, как электрический разряд и открыли мне глаза на всю реальность айкидо. С этого самого времени я начал перерабатывать все мои техники айкидо. Я выбросил те техники, которые противоречили логике, и отобрал и реорганизовал те, которые по моим ощущениям можно было использовать.

Сейчас моё Айкидо состоит примерно на тридцать процентов из техник Уесиба Сенсея и на семьдесят процентов из моих собственных..

Вероятно, можно было бы сказать, что Гавайи стали местом, где я провёл большую часть моих наиболее важных тренировок (шугио). Причина, по которой я приехал сюда, в первую очередь, как бы то ни было, заключалась в приглашении Нишикай, группы последователей Метода Оздоровления Ниши. Однако, в их намерения входило каким-то образом использовать мои способности в воинском искусстве против борцов и использовать средства, полученные от этого события для постройки их зала заседаний. Я не знал об этом вплоть до моего отъезда , и к тому времени было уже поздно отказываться, так что я покорился и поехал в любом случае.

Гавайцы были довольно искренними и произвели своё первое впечатление на меня. Они сказали:"Вот здорово, Сенсей, вы довольно молоды, не так ли?". Затем они сказали: "Вот здорово , Сенсей вы довольно маленький…". Затем они дошли до того, что сказали: "Сенсей, а Вы уверены, что действительно сможете сделать это?". Я посчитал, что единственным, что я могу сделать и позволить им самим убедиться. После этого все логичные последователи воинских искусств и борцы стали моими учениками. Айкикай на Гавайях был образован восьмью месяцами позже и я также имел честь провести время в качестве капитана местной полиции. Уесиба Сенсей никогда не подвергался такой проверке за всю его жизнь.

Мы бы хотели спросить Вас о технике оружия. В Хомбу Доджо Айкикай есть несколько шиханов, которые утверждают, что в современном айкидо нет оружия. С другой стороны, есть такие мастера, как Морихиро Сайто, которые объединяют эту технику с обучением техники без оружия (тайджитсу). По Вашему мнению, является ли техника с оружием частью Айкидо или нет?

Утверждение, что в Айкидо нет оружия просто смешно. Люди говоряие об этом просто не знают этой техники. Придите и посмотрите на то что мы делаем с оружием в Обществе Ки. Это всё также отражено в нашем учебном видео. То, что Айкидо содержит техники с оружием это вопрос здравого смысла, и стыдно, что люди противоречат этому. Я сомневаюсь, должен ли я опускаться до того, чтобы учить их?

Мистер Ёшио Сугино (Доджо-чо Юшин Доджо ветви Айкикай Кавасаки десятый дан Катори Шинто рю) присутствовал на тестировании наших физических тренировок. Глядя на технику с оружием наших учеников он сказал им: "Я вижу, что вы здесь приняли дозу устремлений О-Сенсея".

Тохей Сенсей, спасибо, что уделили нам столько времени и поговорили с нами.

RIAI.ru © 2003. При использовании материалов ссылка обязательна.