На главную Написать письмо
 
ИНТЕРВЬЮ С КОИЧИ ТОХЕЕМ (часть 2): Что является истинным айкидо?

Стэнли Пранин
Айки Ньюс #109
Перевод: А. Скорикова.

Биография

Коичи Тохей родился в 1920 г. в Токио. Вскоре семья перебралась в префектуру Тотиги, где Тохей и провел детство и юность. Из-за постоянных болезней хрупкому мальчишке приходилось проводить практически все время в больницах. Отец настоял, чтобы сын занялся дзюдо - так он надеялся укрепить здоровье мальчика. Это помогло, Коичи Тохей окреп настолько, что уже в 15 лет получил черный пояс, а в 16 поступил на подготовительную программу Университете Кеэо. Он с энтузиазмом продолжал тренироваться в дзюдо, но интенсивные тренировки закончились плачевно. Перетренировавшись, Тохей свалился с плевритом, и на год тренировки пришлось прекратить. Неожиданное свободное время Тохей употребил на самоподготовку, изучая "мисоги коккю-хо", "Дзен", и другие ученья.

В 19 лет он познакомился с Морихем Уесибой, и стал его учеником. За невероятно короткий промежуток времени в пол года, он стал представителем (дайри) основателя, и даже не получив еще официальной степени в айкидо, был послан в качестве учителя в Полицейскую Академию Накано и частную школу Сюмея Окавы.

В 23 года он был призван на военную службу, и под большим секретом был обучен искусству концентрации энергии "ки" в нижнем отделе брюшной полости.

В период с 1953 по 1971 гг. он 15 раз посещал Соединенные Штаты, обучая айкидо и принципам Ки. В 1969 г. Тохей получил 10 дан в айкидо. До 1974 г. он являлся Главой Шиханов (Шихан Бутё) и Главой (Ридзи) организации Айкикай. В 1974 г. Коичи Тохей сложил с себя эти обязанности.

В 1971 г. Тохей основал Общество Ки (Ки-но-Кэнкюкай), главой которого является до сих пор. В 1977 г. общество получило статус некоммерческой организации. Общество Ки является единственной организацией в Японии, специализирующейся в тренировке Ки, которая получила статус некоммерческой организации от Министерства здравоохранения, труда и благосостояния..
"Единство разума и тела" (Син Син Тойцу) и Уесиба Сенсей

Уесиба Сенсей был человеком, который на собственном примере демонстрировал, как это - жить в расслабленном состоянии, обладать истинной энергией "ки" и обладать единством разума и тела. Положение его тела было невероятно устойчивым, он стоял как скала, и его невозможно было столкнуть с места, как бы я не пытался; в то же самое время он легко швырял меня, и при этом я совершенно не чувствовал, что он прикладывает какие-либо усилия. Меня глубоко поразил тот факт, что такой человек действительно жил в нашем мире.

Более, чем чему-то еще, Уесиба Сенсей учил меня, что расслабленность - есть основная сила. Он сам был живым примером тому.

Я не думаю, что сегодня существует кто-то, кто может по-настоящему продемонстрировать то, что демонстрировал О-Сенсей. В этом и заключается то удивительное важное качество, для развития которого учитель приложил столько усилий (а не разные глупости, типа, как он мог одним усилием вырвать из земли сосну), и которое мы должны попытаться передать будущим поколениям.

Почему Уесиба Сенсей запретил шиай (соревнования)

Сенсей Уесиба не позволял проводить соревнования. В настоящем бою Ваша цель - полностью лишить Вашего соперника его энергии; если Вы не можете этого сделать, Вы не можете считать себя победителем. С другой стороны, в наше время соревнования регулируются определенными правилами, которые были разработаны в целях безопасности и для того, чтобы сохранить жизни соревнующихся. В границах этих правил и определяется победитель и побежденный.

Но такие соревнования - всего лишь спортивные состязания, а не шиай в истинном смысле этого слова. Дзюдо, например, было разработано таким образом, чтобы спортсмен мог подняться с мата, сколько бы его ни бросали. Такое возможно только в спорте, в реальной жизни все по другому.

В прошлом во время шиай люди пытались убить или серьезно ранить противники, или хотя бы измотать его настолько, чтобы он был не в состоянии продолжать сопротивляться. В противном случае бой считался неоконченным или без победителя.

Будо по своей природе не может включать соревнования. Если Вы изучите китайские иероглифы, которые составляют это слово, то обнаружите что их буквальное значение таково: "способ остановить оружие". Вы слагаете свое оружие, и в то же самое время заставляете соперника сложить свое. Иными словами, победа не является целью; истинное будо заключается скорее в осознании и совершенствовании самого себя. Это то, что всегда говорил Сенсей Уесиба.

Для того, чтобы обеспечить безопасность и сохранить наши жизни, мы разрабатываем определенные правила. Но если мы решаем, кто победил, а кто проиграл в рамках этих правил, мы автоматически переносим себя в сферу спорта. Уесиба Сенсей неуклонно повторял всю свою жизнь, что Айкидо - это будо, а не спорт.

Чему учил Уесиба Сенсей

Сенсей глубоко чувствовал основополагающий принцип будо, но никогда в действительности не описывал его в конкретных терминах. Когда мы тренировались, он нередко подходил и говорил: "добавь силы в это". И в то же время, когда он сам демонстрировал техники, он был совершенно расслаблен. Иными словами, то, что он говорил, абсолютно не соответствовало тому, что он делал.

Нередко он говорил и совершенно фантастические вещи: "Боги стали дымкой и вошли в мое тело", "Во всем мире, в прошлом и в настоящем, среди святых и среди людей, нет никого, кто бы мог понять мои слова, даже я (несмотря на то, что сам произношу их) не могу до конца их понять". Ну и как, скажите на милость, мы должны были что-то понять из подобных разговоров?!

Сенсей был устойчив как скала, и в то же время совершенно расслаблен. Подобное сочетание делало его невероятно сильным. Он полностью овладел расслаблением, сделав его частью своего тела.

Если бы мне не повезло встретить Сенсея Уесибу, я возможно до конца моей жизни так и не узнал бы, что существует расслабление такого типа и такого уровня. Я очень благодарен ему за то, что он показал мне это.

Я никогда не обращал такого внимания на то, что он говорит, как на то, что он делает. Вы могли задавать ему какие угодно вопросы, и так и не понять ответов. Он просто показывал, и говорил что-то, и это в конечном итоге имело смысл: "Нужно делать так".

Однажды я познакомился с Темпу Накамурой Сенсеем, от которого впервые услышал слова: "Голова (разум) двигает тело". Как только я услышал эту фразу, то тут же подумал: "Ну, конечно! Так оно и есть! Как все просто!" Я начал более внимательно приглядываться, и действительно обнаружил, что Сенсей Уесиба заставляет тела своих оппонентов двигаться как он хочет за счет того, что управляет их разумом (кокоро). Он делал это в состоянии полной расслабленности. Насколько было бы проще, если бы он просто учил нас этому принципу, но он никогда не делал этого.

После размышления, я осознал, что для того, чтобы твой разум (голова) управлял твоим телом, и для того, чтобы управлять разумом соперника, нужно прежде всего научиться контролировать свой разум. Иными словами, я обнаружил, что объединение разума и тела лежит в самой основе айкидо.

Тем не менее, из-за того, что Сенсей упорно повторял: "Пригвождай своего соперника сильнее", когда учил, люди неправильно понимали значение того, что он говорил. Когда он умер, то тот вид айкидо, который он хотел передать нам, просто исчез.

"Четыре основных принципа единения Разума и Тела", которым я сейчас обучаю, являются по сути тем, чему Уесиба Сенсей обучал при помощи своего тела. Син Син Тойцу Айкидо, которому я обучаю, это айкидо, которому хотел учить Уесиба Сенсей.

В огромной мере из-за некоторой скрытности в Айкидо сегодняшнего дня имеется возможность выдать неэффективные техники за что-то стоящее. Такое айкидо может повлечь только критику и насмешки. Люди пользуются тем, что в айкидо нет соревнований, что здесь не с чем сравнивать, и позволяют себе тренировать фальшивому айкидо. Но в результате они всего лишь ведут самих себя самодовольству, самонадеянности и высокомерию. Со смертью Сенсея Уесибы, истинные принципы "ки" и единства разума и тела исчезли из айкидо.

Руководящие принципы в айкидо

Айкидо критикуют за то, что оно фальшиво. Особенно часто это случается, когда кто-то дает семинары и при этом в демонстрациях позволяется участвовать только его ученикам. Остальные же могут лишь наблюдать, но никак не пробовать сами. Данная ситуация является следствием того, что из айкидо исчез принцип "ки".

Это неверно, что айкидо является способом соотносить свою энергию ки с энергией ки других. Уесиба Сенсей говорил: "Пять и пять дают десять, два и восемь тоже дают десять". Иными словами, айки - это слияние Вашей силы двух и с силой восьми для достижения силы десяти. Или сочетание вашей силы пяти с другой силой пяти для достижения силы десяти. Уесиба Сенсей говорил, что в этом заключен наиболее важный принцип айкидо. Я все же считаю, что айкидо - это скорее сочетание вашей ки с ки неба и земли, чем с ки других людей. Есть только небо и только земля, когда мы соединяем наши тела с ними, остальные люди соединяются с нами.

Наш разум и наше тело были даны нам небесами и землей. Когда мы приходим к возможности объединить разум и тело, сила неба и земли волной поднимается в нас. Эта энергия есть в каждом. Я лишь учу, как высвобождать эту энергию и как ее использовать.

В Айкидо запрещены соревнования, т.к. при этом мы отходим от истинного значения будо. Но, с другой стороны, каждый из нас обладает в той или иной степени стремлением к совершенству, а так же желанием быть лучше других. Это и есть те стимулы, которые заставляют нас прикладывать усилия и дают нам надежду, что мы не остановимся на полпути в своем развитии.

В айкидо запрещены соревнования, потому что любое соревнование построено на том, что кто-то выиграет, а кто-то проиграет. Проблема исчезла бы сама собой, если бы в соревнованиях выяснялся не вопрос победы и поражения, а вопрос, насколько хорошо человек может объединить разум и тело, данные ему небом и землей, чтобы суметь в конечном итоге наиболее полно выявить свой человеческий потенциал. Я - за такие соревнования. На основе этой идеи я и ввел "Соревнования Син Син Тойцу Айкидо". Это мероприятие - не показательные выступления для демонстрации круговых техник или других любопытных вещей, это скорее возможность проверить единство своего разума и тела. Потенциально такого единства может достичь любой из нас. И принять участие в соревнованиях может любой, а не только член "Общества Ки". Однако те, кто не способны объединить разум и тело, не смогут добиться многого в этих соревнованиях.

Я учил объединению разума и тела, таких людей как звезду бейсбола Садахару Оо или бойца сумо Тиёнофудзи. Главное в том, что учась этому, человек ничего не теряет, обучение не связано ни с какими негативными аспектами.

Я всего лишь надеюсь, что смогу и дальше учить объединению разума и тела. Я бы хотел, чтобы люди во всем мире смогли осознать себя и придать значения своим жизням - ведь мы живем всего лишь раз - через дух Синсин Тойцу Айкидо.

(Интервью состоялось 8 февраля 1996 г., в головном офисе "Общества Ки" в Токио).

RIAI.ru © 2003. При использовании материалов ссылка обязательна.