На главную Написать письмо
 
РАНДОРИ

Перевод: Олег Овчаренко.

Следующий текст несколько лет тому назад путешествовал по залам Томики-айкидо. Это перевод концепции Томики айкидо, написанный лично мастером.
Изменения в Джиуджитсу и его модернизация

Будо не только искусство, нацеленное на совершенство тела. Другие виды, такие как состязания на земле и воде или игры, где используется мяч добиваются профессионализма путём проб и ошибок. Люди ставшие мастерами, экспертами и чемпионами, потратили долгие месяцы и годы практикуясь. Это люди хорошо понимающие что такое упорство и тренирующиеся настойчиво. Их практические методы, коих бесчисленное множество несут отпечаток их соответствующих личностей и характеров. Практические методы, которые отличаются у каждого отдельно взятого искусства, становятся ясны, если мы определяем их реальные возможности при помощи соревнований. Будо не является исключением. Однако, исторические условия и обстоятельства развития Будо отличаются от других видов искусства.

Само собой разумеется, что виды спорта, использующие мяч были заимствованы из развлечений прошлых времён. Наземные и водные виды спорта были прагматично разработаны в качестве средств физической нагрузки в период культурного упадка. Люди, выделяющиеся такого рода способностями, занимали привилегированное положение в жизни. В этом смысле Будо ничем не отличается. Однако, из-за технического аспекта будо, который содержит элементы опасности, остаются проблемы. С тем, чтобы продемонстрировать действенность техники в ситуации боя, техники оценивались исходя из того, способны ли они убивать или увечить. Поговорка "Необходимость-мать изобретений" может быть применима к воинским искусствам.

Когда мы касаемся истории развития Будо, то его стиль и содержание изменяются согласно времени и условиям жизни. В начале 17 века установление бакуфу Токугава полностью остановил долгий период войны. Как кенджитсу так и джиуджитсу стали акцентированы как воинские искусства для самообороны в мирный период. Таким образом, развитие шло от боевых техник в доспехах к боевым техникам без доспехов. Говорят, что кенджитсу развилось в Иай а джиуджитсу развилось в Идори, то есть, в техники сидя (сувари ваза).

Более того, ценность будзюцу для общества в значительной степени изменилась. Будо, которое формально отвечало доктрине окончательной победы на поле битвы, стало Кьойку Будо, развивающим Будо, с тем, чтобы служить целям очищения воинов. Таким образом, мнение о том, что тренировки в воинских искусствах следуют от техники к Пути, изменилось. Путём был Путь Воина (Бусидо) основанный на религиозных верованиях Конфуцианства, Буддизма и Синтоизма. Влияние этого очищения отразилось также и на облике воинских искусств. Заявлялось, что устоявшимся идеалом в кенджитсу являлся не меч (Запись Теории Кенджитсу Школы Синкагэ), тогда как в джиуджитсу утверждавшийся идеал не был искусным убийством ( Сертификат Школы Ёсин) а избежать убийства, но не рубить, избежать того, чтобы зарубили тебя (Устная Традиция Школы Дайто Айкиджиуджитсу). Таким образом, дух убийства или нанесения ран был отвергнут, поскольку техники для бросков или обездвиживания и тем самым обретения контроля над противником развились в невероятной степени.

Как бы то ни было, поскольку Будо находилось в своей высшей точке нахождения на перепутьи между жизнью и смерти, инструктора уделяли внимание силе в утверждении того, что нельзя бояться смерти. Поскольку убеждённость рассматривалась как секретная техника и секретная формула в эпоху угасания феодальных классов, общество было разделено на много антагонистических школ. Но воинские искусства должны были быть приняты Реставрацией Мейдзи такими какими они были и дать начало новому качеству. Пионером, модернизировавшим феодальные школы будзюцу и давшем им жизнь в среде современного образования, был Мастер Кано. Когда я говорю, что он модернизировал старые будзюцу, то я имею в виду, что он распределил по категориям и организовал техники таким образом, что они вышли за границы школ. Основной чертой этой реорганизации было организовать и сделать пригодными для соревнований большинство техник согласно боевым формам с тем, чтобы сделать возможным состязания (сиай). В дальнейшем, даже соотносясь с идеей образования, Кано философски и этически проверял старые школы, которые защищались их врагами, индивидуальной верой и своим кредо. Тогда как мы рассматривали древние школы, базирующиеся на Конфуцианстве, Буддизме и Синтоизме, мы смотрели на индивидуальные верования и кредо древних школ как на Путь к развитию всего человечества. Мастер Кано утверждал, что джиуджитсу, поскольку оно было воинским искусством, которое в течении долгого времени своей основной целью имело простейшее понятие победы или поражения, не удовлетворяло духу времени после Реставрации Мейдзи. Дзюдо подвергнув проверке победы и поражения и открыв принципы стоящие за ними, повлияло на искусство.

Дальше больше, дзюдо также является путём очищения нашего духа используя Путь этих принципов. Высказывание о том, что основным смыслом джиуджитсу был вопрос победы или поражение означает то, что основной целью джиуджитсу было ничто иное как фактическая победа. Поскольку техники джиуджитсу носили опасную и кровожадную натуру, они не подходят для современных времён. Дзюдо, тем не менее, указывает на глубокий смысл заложенный в принципах, которые упомянуты в высказывании: " подвергнув анализу победы и поражения и открыв принципы каждого из них, прилагать эти принципы к жизни для эволюции великодушных человеческих существ". И способом проверки побед и поражений является старательное приложение усилий как к ката так и к рандори, не отдавая предпочтение одному в ущерб другому.

Техникам изученным посредством ката может быть дана жизнь посредством рандори

Методом практики, традиционно используемом, для того, чтобы обеспечить безопасность при выполнении опасных техник, была система практики в ката. В древних будзюцу практика на 99 % состояла только из ката. То есть, для того чтобы взаимодействовать с ничем неограниченными атаками противника, каждое из ответных действий практиковалось посредством ката. Это и является причиной для невероятного количества ката в древних джиуджитсу. К примеру Тенджин Синё Рю джиуджитсу насчитывало 124 техник ката, и было более 10 ранхо (захваты передаваемые непосредственно). Чтобы стать мастером в практическом применении техник требовалось много времени. Затем кому-то должны были бросить вызов к переходу от ката к жестокому сиай (непосредственной уличной драке) называемой тсуджинагэ или тсуджигири. Это и дало жизнь ката и было тем местом, где пытались соединить вместе объективно свои реальные способности.

Воинское искусство, которое не ограниченно правилами не представляет из себя ничего иного кроме насилия. Одновременно с осознанием подготовки к смерти должно было принимать участие в сиай, в традиционных текстах существовали запреты против сиай. Новичков вступающих в сиай неподготовленными предостерегали о возможности потери жизни.

Времена изменились после середины периода Эдо и сиай приводившие к ранам стоившим жизни были строго запрещены. Тогда было решено что тренировки в будзюцу будут проводиться с начала до конца только посредством ката. Будзюцу потерявшее возможность тренировок в сиай, стало проявлять признаки дегенерации, поскольку было необходимо практиковаться непосредственно в истинной силе воинских искусств и в стержневых принципах этих искусств. В качестве средства исправления этого запрета, были изобретены практика боя с бамбуковым мечём в кенджитсу, и свободный спарринг (гейко рандори) в джиуджитсу.

К примеру, в том что касается кенджитсу, в середине периода Эдо, такие школы как кэмпо-кахо подверглись осмеянию. Причиной этого послужило то, что как выяснилось эти школы практиковались только в ката, и открыли возможность для развития слабых сторон. Говорили, что застой в тренировках будзюцу был позабыт, что тренировки опустились до пути меньшего сопротивления, никто не искал реальную силу, а претенциозная напыщенная деятельность возросла в короткий период времени, история гласит, что ката с мечём будо деградировали в сценические ката с мечём.

Практика ката выполняется для того, чтобы избежать максимальной силы техник. Когда мы учимся используя меч или деревянный меч, то необходимо попробовать испытать момент максимального столкновения посредством использования практики с бамбуковым мечём, даже в девяти случаях из десяти мы будем способны воспринять принципы этого искусства, такие как принципы взаимного убийства (ай-учи), т.е. разрубая кожу рубить мясо, посредством ката.

С раннего периода джиуджитсу также выделяло мидарэ гейко (практика под руководством инструктора) как тренировка в нагэ ваза и катамэ ваза, что предполагало, в конце концов, непосредственный бой лицом к лицу с противником. Базируясь на таком же виде практики, Мастер Кано усовершенствовал систему рандори во время и после периода мейдзи. Эта система является современным соревновательным дзюдо.

Практика рандори является тем, что было создано для того, чтобы дать жизнь реальной силе тех техник, которые были изучены посредством ката. Можно сказать, что рандори даёт силу, чтобы завершить нарисованного дракона, наполнив его глаза. Синтезированная техника воинских искусств старых школ джиуджитсу, тем не менее, была довольно разнообразна иимела множество стилей непосредственного поединка. Таким образом невозможно объединить все эти техники в систему тренировок рандори. В соответствии с этим, я объединил вместе важные части атеми ваза и кансетсу ваза, и организация ещё одной системы тренировок рандори является той задачей, которую нам предстоит решить.

Джиуджитсу требует две системы тренировок рандори

Начнём с того, что джиуджитсу,какого бы то ни было вида, предназначено для защиты от атаки противника. Кенджитсу защищает человека используя меч, джитте джитсу защищает человека используя дзютте, короткую металлическую дубинку. Джиуджитсу защищает человека без использования чего бы то ни было вообще. Более того, джиуджитсу должно быть в состоянии защитить человека от атаки противника выполняемой в любое время в любом месте. Иными словами, с тем чтобы взаимодействовать с ничем не ограниченной и заранее не определённой атакой без использования оружия, джиуджитсу противостоит основной силе атаки используя в первую очередь проворные движения. Как этому обучали с древнейших времён, секретным принципом джиуджитсу является передвижение тела с линии атаки (тайсабаки).

Когда мы анализируем сущность атаки, то она разделяется на две основных категории:

1. Противник с близкой дистанции пытается опрокинуть или удержать вас используя свои ноги и бёдра.
2. Противник с дистанции пытается ударить вас рукой, с выпадом, или ударить вас ногой или при помощи оружия порезать или уколоть вас.

Вне зависимости от ситуации, вы должны защитить себя полноценно, используя тайсабаки против сильных сторон атаки. Вы должны избегать атаки, используя скорость движущейся силы. Секретный принцип джиуджитсу, истинная естественная позиция ( шинзен хонтай или мугамаэ), была разработана на основе тайсабаки и применялась для всех техник. Система практики рандори Мастера Кано сформулирована для ситуаций описанных в пункте 1. Это категория нагэ ваза и катамэ ваза, где с близкой дистанции на вас применяют технику, захватывая отворот или рукав японской куртки используемой в дзюдо. Система практики рандори, в которой вы избегаете атаки противника на дистанции (как в пункте 2) и применяете технику, включающую в себя атеми ваза и кансетсу ваза. В обоих категориях существует необходимость установления системы тренировок рандори.

Когда мы обращаем взор на историю будо, то обнаруживаем что задокументированы 718 школ кенджитсу и 179 школ джиуджитсу. Сравнивая кенджитсу с джиуджитсу, в старину отмечалось намного большее кольчество школ, но поскольку форма поединка кенджитсу была просто меч против меча, было возможно модернизировать кенджитсу успешно, с тем, чтобы быть в состоянии создать соревновательный сиай, просто собрав различные школы в единую форму поединка. С практической точки зрения, тем не менее, невозможно для джиуджитсу подобрать подходящую форму тренировки в практическом применении техник посредством единой формы поединка. В конце концов необходимо иметь две разновидности практики для двух разновидностей ситуаций описанных в пунктах 1 и 2. Однажды в 1926 году Мастер Кано участвовал в дискуссии на радио о Старом Дзюдо и Дзюдо будущего, и на следующий год обращаясь к своим студентам он отметил следующее: Я полагаю, что должен быть метод рандори или сиай, включающий в себя атэми ваза, предусматривающий, что мы его постепенно разработали и только после тщательного изучения. Эта система, тем не менее, не так проста, как те, в которых относительные заслуги приписываются тем кто бросает (наге) или удерживает (осаэ) противника. Рандори или сиай, который будет включать атеми ваза рассматривался Мастером Кано, как мы можем судить из его высказывания, но он не был реализован в течении его жизни.

В то время я поступил в додзё моего высокочтимого учителя Морихея Уесиба, и там были побудительные мотивы для моего продвижения в исследованиях атэми ваза и кансэтсу ваза. С тех пор у меня было 50 лет проб и ошибок со старыми школами джиуджитсу, которые выжили в современную эпоху. Я основал клуб айкидо Университета Васеда в 1958 году, и именно в это время айкидо было представлено как разновидность истинно научной физической тренировки, которая признана в состоянии быть тем стилем айкидо, который придёт к совершенству посредством соревнований. С тех времён ученики и я работали как единая группа, успешно концентрируясь на усовершенствовании системы айки-рандори. Однако это усовершенствование в дальнейшем требует сотрудничества многих людей в течении многих лет с тем, чтобы обучать более чем 250 лет истории в соревнованиях кендо или 100 лет истории в соревнования джиуджитсу. Множество запутанных проблем связаны с изменением будзюцу в соревновательное воинское искусство.

Это введение соревнований, как путь к тому будо, каким оно должно быть, однако, является наиболее подходящим объектом изучения, оправданным профессионалами. Основной причиной для этого является то, что посредством соревнований мы способны воспитать дух свободы от опасности, объективно оценить способности, прогрессировать в нашей проверке самих себя через наше отражение в других, и расширить границы, путём дружбы, в совершенную гармонию будо.

Соревновательность сама по себе позволяет совершенствоваться в техниках, которые известны своими устоявшимися категориями, и невозможно изучать в широком смысле техники и формы поединка которые не подпадают под эту категорию. Тем не менее, когда соревнования ошибочно впадают в одностороннюю крайность, не будут ли они вырождаться? Основным способом противостоять этой вредоносной тенденции является практика ката. Особой характеристикой будо является то, что сама тренировка в нём не имеет тенденции к отказу как от рандори так и от ката.

Тренировочный курс для Айки рандори

В организации тренировочного курса для айки-рандори, два момента заслуживают особого внимания. Первое это безопасность атэми-ваза и кансэтсу-ваза. Второе это отношение между ката и рандори. Начнём с того, что атэми ваза и кансэтсу ваза были исключены из дзюдо рандори из-за того, что они могут быть опасны. Какого рода гарантии безопасности могут существовать для практики рандори, не упоминая сиай, в которую включены эти техники? Когда мы внимательно рассмотрим атэми ваза и кансэтсу ваза в историческом и фундаментальном аспектах, мы обнаружим две характеристики:

1. Атэми ваза контролирует противника посредством нанесения ударов, тычков или ударов ногами в физиологически уязвимые точки тела (жизненно-важные участки), и кансэтсу ваза контролирует противника, вызывая растяжение или смещение сустава. Таким образом, эти техники были изобретены с целью нанесения увечий или убийства.

2. Атэми ваза опрокидывают противника, атакуя механически слабые точки тела ( принцип кузуши, разрушение равновесия) и толкает его в одном направлении, тогда как кансэтсу ваза удерживает противника с минимальным приложением силы, используя пределы движения суставов.

На сегодняшний день, в основном, уделяется внимание первой характеристике, тогда как вторая потеряна из вида. Техники айки-рандори были организованны и развиты на базе физических тренировок с тем, чтобы отрегулировать первую характеристику и продвинуть в развитии вторую. Таким образом, я отобрал формы рукопашного поединка, в которых невооружённый человек защищает себя от противника вооружённого кинжалом (резиновым), и в котором сиай проводится путём специального судейства. В этом случае важные категории атэми ваза и кансэтсу ваза, которые присутствовали в старых стилях джиуджитсу могут получить новую жизнь в качестве нового будо, в рамках современной физической тренировки.

Следующее, хотя и случилось так, что ката и рандори разделены между собой, и говорилось, что для того, чтобы культивировать реальную силу достаточно одного рандори. Учась у истории джиуджитсу, которое объединилось в единую систему тренировок с тем, чтобы тщательно усевершенствовать дух атэми ваза и кансэтсу ваза, ката и рандори не были разделены.

Тренировочный курс для айки-рандори разделён на 5 уровней отдельно от подготовительных упражнений.

1. Базовые движения (кихон доса)
2. Базовые техники (кихон ваза)
3. Система уходов (ридатсу хо)
4. Система контроля (сейгюо хо)
5. Система рандори (рандори хо)

С 1 по 4 ступени охватывают так называемую систему тренировок ката. 5-я ступень единственная является тренировкой рандори. В дальнейшем, тренировки ката может быть разделена на практику практического применения (какари гейко) и энергетическую практику (хикитатэ гейко).

Тренировочный курс для айки-рандори

I.Подготовительные упражнения: чтобы подготовить тело и предупредить травмы:

1. Легкая разминка, стоя.
2.Упражнения на гибкость и тонизацию, сидя.
3.Практика падений (укеми), назад, вперёд, в сторону.

II. Базовые упражнения (кихон доса): базовые принципы выведенные путём анализа из старых стилей джиуджитсу.

А. Принцип естественного тела (шизентай но ри) (касательно позиции): позиция для неограниченных атак и защиты, и метод движений.
1. Мугамаэ (сидя и стоя), мигигамаэ (правосторонняя позиция), хидаригамаэ (левосторонняя позиция).
2. Метод унсоку-хо (работа ногами) и метод шикко-хо (передвижение на коленях)
(а). Практика движения в 8-ми направлениях.

В. Принцип мягкости (дзю но ри), который касается защиты: метод защиты, который делает атаку противника неэффективной.
1. Избегание и принятие ударов
2.Мягкое течение с силой, которую вы восприняли и с которой вы объединились:
(а) Контакт глазами (мэтсукэ), правильная дистанция (ма-ай), соединение ваших рук мечей (тэгатана) вместе.
(б) Метод избегания (каваши ката), движения в шести направлениях.
(в) Метод принимания (укэ-ката) с руками сложенными вместе как во время молитвы (гасшо но укэ)
(г) Метод течения (нагаши ката): пять движений руки меча.

С. Принцип разрушения равновесия (кузуши но ри) ( касательно атак): метод подготовки возможности победы захватом инициативы путём разрушения равновесия противника или прилипания к его телу.
1. Контроль локтя
(а) высокий уровень (дзёдан)
(б) низкий уровень (гедан)
2. Контроль запястья
(а) высокий уровень (дзёдан)
(б) низкий уровень (гедан)
3. Контроль подбородка
(а) Избегание рубящих или колющих ударов противника на дистанции.
(б)Течение с силой, которую вы восприняли и с которой объединились.

III. Базовые техники (кихон ваза): техники отобраны из атэми ваза и кансэтсу ваза старых школ джиуджитсу.

А. 5 атэми ваза: шомэн-атэ, айгамаэ-атэ, гьякугамаэ-атэ, гэдан-атэ и уширо-атэ.
В. 14 кансэтсу ваза:
1. Шесть техник на локоть (хиджи ваза) ; 2 замка бёдер (коши-гатамэ); 2 боковых замка (ваки-гатамэ) и 2 замка рук (удэ-гарамэ).
2.Восемь техник на запястья (тэкуби ваза); 4 скручивания запястья (котэ-хинэри) и 4 поворота запястья (котэ-гаэши).

IV. Метод ухода (ридатсу хо): уход и практическое применение атэми ваза в ситуации, когда вас захватил противник.

А. Уход и практическое применение атэми ваза, когда запястье, рука, отворот кимоно захвачены, когда захвачен корпус, или когда вас захватили спереди сзади справа или слева.

V. Метод контролирования (сэйгюо хо): контроль противника и практическое применение кансэтсу-ваза в ситуации, когда вас захватили.

А.Контроль противника и практическое применение кансэтсу-ваза в ситуации, когда захвачены запястье, рука, отворот кимоно, или рукав, когда захвачен корпус или когда вас захватили спереди, сзади, справа или влево.

VI. Метод рандори (рандори хо): избегание и контроль рубящих и колющих ударов на дистанции.

А. Ката для рандори: 17 техник (дзю-нана хон но ката). Это базовые ката, которые демонстрируют процесс ухода и контроля на дистанции противника который наносит удар рукой, делает выпад, наносит удар ногой или наносит режущий или колющий удар ножом (танто). Эти ката сами по себе, при прохождении через уровни какари-гэйко и хикитатэ-гэйко, способны привести к прогрессу в рандори-гейко.

RIAI.ru © 2003. При использовании материалов ссылка обязательна.